Опубликовано в Vesti.Ru от 03.02.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/02/03/16tanker/


А.Цунский,
<andy@onego.ru>
Что тебе снится, крейсер "Монтерей"?

Как только Мадлен Олбрайт покинула Москву, российско-американские отношения подверглись новому испытанию - в Персидском заливе крейсер "Монтерей" произвел задержание российского танкера "Волгонефть". По данным американских ВМС, торговое судно перевозило иракскую нефть, нарушая эмбарго ООН. Российская сторона настаивает на том, что это всего лишь иранский мазут. МИД России требует срочно отпустить судно.

Так что же на самом деле произошло в Персидском заливе? Куда плывут Россия на танкере, а Америка на крейсере? Мнения наших экспертов.

Борис Ашавский, декан юридического факультета Университета Натальи Нестеровой: Любые действия, связанные с применением силы или угрозы силы, могут осуществляться только на основе решения Совета безопасности ООН. Санкции против Ирака были введены по решению того же самого СБ. Соответственно, должно также быть решение СБ о нарушении судами РФ режима санкций, который был введен СБ. Такого решения, насколько я понимаю, нет. Задержание российских судов - это одностороннее действие государства, нарушающее принцип, с которого мы начали, - принцип запрета на применение силы и угрозы силы - Устав ООН, статья вторая.

Если предположить, что в действительности ситуация выглядит именно так, как описывается в сообщении, то и в этом случае должны быть установленные факты, причем установленные тоже СБ, а не каким-либо государством. США также входят в этот орган ООН и в рамках этого органа могут высказывать любые суждения, предположения, и так далее. Все идет в том же ключе, как решение стран НАТО по Югославии. На мой взгляд, это фактическая подмена СБ в выполнении им своих функций по поддержанию мира и безопасности.

Применять силу или угрозу силы государство может лишь в случае самообороны или отражения актов агрессии - статья 51 устава ООН. В данном случае ни о том, ни о другом речь не идет. Инцидент является грубейшим нарушением норм международного права.

Владимир Кумачев, вице-президент Института национальной безопасности:

Россия пытается выразить свою независимость и нежелание уступать свои интересы в отношении Ирака и Ирана для того, чтобы потрафить Америке. Россия не раз уже проявляла характер, показывая, что в вопросах продажи своего оружия в Иран и Ирак имеет свое мнение, и не раз высказывалась, что мнение американцев по этому вопросу нас не слишком интересует.

Инцидент с танкером - это, скорее всего, некое дипломатическое предупреждение. А в сотрудничестве, в том числе и военно-техническом, с Ираном и Ираком Россия заинтересована. Нас больше просто никуда не пускают, а нам нужно откуда-то брать деньги, чтобы хотя бы в полтора раза поднять торговлю. А результаты встречи Олбрайт и Путина - я так и не понял, о чем же конкретно они говорили в три раза больше, чем было согласовано по регламенту. Судя по всему, чудес на этой встрече не произошло.

Алексей Зудин, директор политологических программ Центра политических технологий:

Это, безусловно, свидетельствует о продолжении охлаждения отношений между Россией и США. Непосредственная причина достаточно показательна. Политика по отношению к Ираку - это не просто предмет некоторых расхождений в позициях России и США, наши интересы в этом регионе серьезно противоречат друг другу. Если бы это было не сразу после встречи Олбрайт и Путина, то ничего нового и нельзя было бы сказать. В условиях ухудшающихся отношений такого рода случаи не выделяются на общем фоне. То, что это произошло сразу после визита госсекретаря США в Москву и ее знакомства с новым руководителем России, - новый момент. Это позволяет сказать, что отношение к Путину и новому российскому руководству выражается двойной позицией. С одной стороны - учет интересов, вежливость и цивилизованность для телевизионных камер, и с другой стороны - план, иллюстрирующий слова Путина о том, что мы чувствуем попытки давить на Россию со стороны США.

Сергей Казеннов, зав. секцией геополитики ИМЭМО РАН:

Наименее важным в данном случае является вопрос правовой. Америка столько раз выходила из правового поля, что это уже давно никого не удивляет и не является ключевым моментом. США откровенно презирают международное право.

Что же до причин инцидента, то вернее всего, что США прощупывают реакцию нового руководства России, реакцию Путина. К тому же Америка сама торит дорогу в Ирак, чему свидетельствует та же миссия Рамсея-Кларка. В США уже звучат предложения увеличить квоты на экспорт нефти Ираку. Америка, вероятно, боится, что Россия может опередить США в этом регионе.

Александр Умнов, главный эксперт Института Израиля и Ближнего Востока:

Ирак вряд ли играет такую же роль в отношениях России и США, как та же проблема Чечни, или вопрос о кредитах. Ирак - страна не такого веса.

О самом инциденте. Мне представляется, что то объяснение, которое дается нашей стороной, достаточно правдоподобно звучит. Капитан сейчас пользуется несравнимо большей свободой, чем в советское время, и отдельная компания могла бы ради прибыли пойти на какие-то нарушения. Но уж навряд ли Россия стала бы официально или неофициально провоцировать вспышку в отношениях с США - мы не заинтересованы эти отношения портить. Куда важнее Ирака для нас отношения с Ираном, который является одной из крупнейших мультиэтнических стран, это наш сосед на юге, где у России масса проблем, связанных с внутрироссийским сепаратизмом, сложная внутренняя обстановка. А в Ираке трудно увидеть серьезного партнера, хотя бы потому, что только режим Саддама Хуссейна поддерживает единство и целостность этого государства. Россия не имеет причин нарушать санкции ООН. Инцидент этот, таким образом, серьезным не является.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.