Опубликовано в Vesti.Ru от 08.02.2000 Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/02/08/35duma/ |
Сегодня новая Дума должна приступить к настоящей работе. Посты поделены, депутаты по комитетам расписаны, по кабинетам рассажены - пора сочинять законы. На сегодняшнем Совете Думы руководители фракций пытались определить, какие именно законы нужны стране в первую очередь. Обсудить это пришли представители всех фракций, включая лидеров бастовавших первые две недели, обделенных при дележе думских кресел ОВР, СПС и "Яблока". Заседание было бурным. Обсуждение законотворческой программы продолжится на Совете Думы в четверг.
В оценке особо острых законодательных нужд граждан представители всех фракций единодушны. Все дружно говорят про три кодекса - Налоговый (вторая, специальная часть, посвященная отдельным налогам), Таможенный (новая редакция принята прошлой Думой только в первом чтении) и Земельный (принять его безуспешно пытались две предыдущие Думы). Правда, совпадение в названиях законопроектов вовсе не означает совпадения в содержании: у каждой партии есть свое представление о том, как должен выглядеть тот или иной документ. СПС, например, уже внес в Совет Думы свой вариант Земельного кодекса, предполагающий свободную куплю-продажу земли. Коммунисты по-прежнему выступают категорически против этого.
Но есть различия и в законотворческих приоритетах. Коммунисты определяют их несколько расплывчато: Геннадий Зюганов, как всегда, говорит о неких законопроектах, направленных на поддержку отечественного товаропроизводителя и защиту граждан страны. Экономический идеолог коммунистов Сергей Глазьев конкретизирует вождя, упоминая о законах, касающихся регулирования цен, предотвращения утечки капитала, повышения ответственности за расходование бюджетных средств.
"Единство" повторяет то, что написано в инструкции, спущенной из президентской администрации, и поэтому дальше земельного закона, Налогового и Трудового кодексов разговор не идет. Детализация считается излишней, и первый вице-спикер, член "Единства" Любовь Слиска на вопрос журналистов о приоритетах ее фракции строго заявляет: "Узнаете в свое время".
Бунтовавшие фракции, напротив, планов не скрывают. Но прибавляют к уже названным выше законам немногое. СПС твердит о необходимости отмены депутатских льгот, что, как заявил его лидер Сергей Кириенко, является если "не самым важным экономическим, то важным нравственным законом". За время бойкота представители СПС, ОВР и "Яблока" решили, что прививать нравственность следует не только депутатам, но и чиновникам, и потому льготы предлагается сократить и им. "Яблоко" настаивает на необходимости скорейшей ратификации СНВ-2, и их коллеги по борьбе эту позицию тоже поддерживают. В то же время глава международного комитета Дмитрий Рогозин ("Народный депутат") уже заявил, что раньше осени договор вряд ли будет рассмотрен.
Не стоит ожидать в ближайшее время и рассмотрения иных важных документов, пусть даже менее эпохальных, чем СНВ-2. Возможно, в плане законотворческой работы на первую весеннюю сессию и найдется место для всех трех кодексов, но обсуждать их будут еще нескоро. Так, чтобы довести до ума спецчасть Налогового кодекса, по словам главы бюджетного комитета Александра Жукова, понадобится не менее полутора-двух месяцев.
Пока, судя по заявкам, уже поданным комитетами, на заседания будут выноситься законопроекты, доставшиеся в наследство от прошлой Думы. Причем среди них есть как свежие - конца прошлого года, так и давно завалявшиеся (например, предлагаемый аграрным комитетом проект о списании задолженности организаций АПК, рассмотренный Советом Думы почти 4 года назад - в апреле 1996 года).
С другой стороны, думский порядок предполагает, что любой закон сначала обсуждается в комитете, а затем уже всей палатой. Однако многие комитеты к содержательной работе еще не приступили и план законотворческой работы не представили. Кроме того, некоторые наиболее перспективные с лоббистской точки зрения направления пока не поделены между комитетами. Например, законодательством о соглашениях о разделе продукции (СРП) хотят заниматься сразу несколько комитетов: по природным ресурсам, по ТЭКу, по экономической политике, по промышленности.
Еще больший ажиотаж вызывают все темы, связанные с Центробанком. За право присматривать за главным банком страны - назначать его руководство, его аудиторов, утверждать отчет ЦБ, основные направления денежно-кредитной политики и, наконец, новую версию закона о ЦБ - бьются три комитета: по бюджету, кредитным организациям и экономической политике. Бюджетный комитет предложил компромиссный вариант: передать ряд вопросов - в частности, изменение законодательства по ЦБ, отчет, назначение на посты - в ведение двух первых комитетов, предоставив экономическому комитету давать свои заключения. Но председатель комитета по экономической политике Сергей Глазьев чувствует себя обиженным, главу комитета по кредитным организациям Александра Шохина такой вариант тоже не устраивает. Этот вопрос должен был специально рассматриваться на сегодняшнем Совете Думы, но сразу решить его не удалось.
Тем временем самый большой думский комитет - бюджетный - в понедельник успешно решил свои структурные и кадровые вопросы. Комитет будет состоять из 8 подкомитетов, а в семи из них уже появились председатели. Больше всех призов собрал обиженный ОВР. Представители этой фракции взяли под свой контроль 3 подкомитета. Налоговый возглавил бывший министр по налогам Георгий Боос. Таможенный - бывший глава ГТК Валерий Драганов. А свежепридуманный подкомитет по межбюджетным отношениям и консолидированному бюджету - бывший предприниматель Максим Васильев. Г-ну Драганову дали шанс реализовать "стратегические замыслы", которые он, по его словам, не смог реализовать за 10 лет руководящей работы в ГТК СССР, а затем России. В отношении г-на Бооса коллеги согласились с мнением фармацевта Владимира Брынцалова, что "он самый компетентный по налогам". В г-на же Васильева, возглавлявшего до избрания в Думу ОАО "Нефтехимпром" в Подольском районе, просто поверили как в знатока межбюджетных отношений.
Зато экс-министру труда Оксане Дмитриевой, в двух прошлых Думах возглавлявшей бюджетный подкомитет, не поверили. Возможно, из-за ее политической ветрености. Г-жа Дмитриева в мае 1998 года променяла фракцию "Яблоко" на министерский портфель. А в январе 2000 сменила оппозиционное ОВР, при поддержке которого она выиграла думский мандат в Санкт-Петербурге, на пропрезидентский "Народный депутат", получив по квоте этой группы пост зампреда комитета. Но бюджетный подкомитет вместо нее достался члену "Регионов России" Виталию Шубе.
Впрочем, перемена фронта не помешала получить подкомитеты соратникам г-жи Дмитриевой по "Нардепу", также бывшим ОВРам Валерию Гальченко и Николаю Сухому. Первый будет заниматься финансовым контролем и взаимодействовать со Счетной палатой, второй - курировать бюджетные и внебюджетные фонды.
И, наконец, на подкомитет по валютному контролю и ЦБ был избран экс-министр финансов Михаил Задорнов. Кресло главы подкомитета по закрытым статьям бюджета пока осталось вакантным.
Кадровые решения бюджетного комитета вряд ли понравятся Кремлю, у которого были свои кандидаты. Во всяком случае, новый начальник управления по внешней политике администрации президента Андрей Попов явно скис, когда были оглашены итоги тайного голосования.
Возможно, это не последний неприятный сюрприз со стороны, казалось бы, "построенной" Думы. Как только глобальные интересы администрации будут входить в противоречие с маленькими личными интересами даже лояльных к власти депутатов, немедленно возникнут проблемы. Даже в пропрезидентских "Единстве" и "Народном депутате" немало людей, которые пришли в Думу решать свои конкретные частные задачи с индивидуальным законотворческим планом в кармане. И по мере того, как будут матереть неопытные законодатели, глядя на более опытных товарищей, обширнее будут становиться и их планы. Заказы из Кремля, конечно, будут выполняться, но не в ущерб себе и, может быть, за отдельную плату. Процесс освоения думскими новобранцами Охотного ряда уже пошел.
Copyright L 2008 Vesti.Ru. | Пишите нам: info@vesti.ru |
|
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |