Опубликовано в Vesti.Ru от 11.02.2000 Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/02/11/80angola/ |
25 лет назад португальская колония Ангола стараниями Национального движения за освобождение (МПЛА) стала независимым государством. 25 лет в стране идет нескончаемая гражданская война, в ходе которой Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА) пытается отобрать власть у МПЛА. Практически все это время страной в том или ином статусе руководит получивший марксистское воспитание в СССР Жозе Эдуард душ Сантуш. Его, пребывающего сейчас "в чине" президента, пытается спихнуть лидер УНИТА доктор Жонас Савимби, который также не чужд марксистских взглядов. За четверть века в Анголе погибло более 500 тысяч человек. Страна настолько обнищала и одичала, что иностранные наблюдатели с ужасом констатируют заурядные для Луанды случаи немотивированного садизма. Например, группы 10-12-летних детей в столице в присутствии индифферентных полицейских забивают стариков камнями до смерти.
Списки ангольских кошмаров можно продолжать довольно долго. Несомненно, знают о них и иноземные люди, пытающиеся зарабатывать в Анголе деньги. Естественно, они понимают, с каким риском сопряжены такие "шабашки". Наиболее востребованы здесь, конечно же, торговцы оружием и профессиональные наемники, которые воюют и за правительство, и за УНИТА. Нужны и специалисты, обслуживающие импортное оборудование, применяющееся на нефтедобыче и на алмазных копях, которые кормят страну.
В России рисковых людей, которые живут впроголодь, достаточно. Именно они и отправляются в далекую африканскую страну, охваченную огнем, на заработки. При советской власти это были военные инструкторы, которые рисковали жизнями ради приобретения вожделенных "Жигулей". Сейчас как будто бы военного сотрудничества нет. Однако есть всяческие поставки, включая и вооружение. Доставкой грузов занимается российская транспортная авиация, базирующаяся в различных африканских государствах, в числе которых, например, ЮАР. Больше всего рискуют при таком раскладе, естественно, российские пилоты.
Иногда их сбивают, и они гибнут. Иногда сажают пылающие машины и попадают в плен. Иногда происходят аварии из-за жадности. Так, несколько лет назад наш сверх всякого предела перегруженный самолет, который в нарушение санкций ООН доставлял горючее бойцам УНИТА, рухнул в Заире, угробив при этом 300 человек. Пилотов, которым удалось спасти, осудили на 2 года.
Летают наши и с подарками для ангольского правительства. Партизанам, у которых есть ракеты "земля - воздух", это не нравится. И они сбивают все, что мелькает над их головами. При этом чаще всего гибнут ни в чем не повинные люди. Например, в декабре 1988 года бойцы УНИТА уничтожили два самолета ООН, угробив при этом 23 миссионеров. Попадаются под горячую руку и наши АНы. Печальная хроника такова:
2 сентября 1998 года в 70 км от города Маланже повстанческой группировкой УНИТА был сбит самолет Ан-26 авиакомпании "Пермские моторы";
26 октября самолет Ан-12 Летно-испытательного института имени М.М.Громова (г.Жуковский) был захвачен боевиками УНИТА;
27 декабря 1998 года самолет Ан-12 прибыл на работу в Анголу из Конго по контракту. В пункт назначения самолет не попал;
12 мая 1999 года неподалеку от ангольского города Лузамба был сбит выполнявший коммерческий рейс самолет Ан-26. Боевики УНИТА захватили летчиков в плен.
И, наконец-то, в мае прошлого года, когда, по нашим подсчетам, у УНИТА накопилось 12 россиян, МИД России начал выяснять у ангольцев, как бы вернуть всех их на родину. Понятное дело, что официальная Луанда партизанам не указ, а как раз напротив. И на этом пути мы ничего не добились.
Тогда российская дипломатия начала искать встреч с противоположной Луанде стороной. Нас успокоили, заявив, что все 7 человек, которые занимались враждебной по отношению к УНИТА деятельностью, пребывают в "добром здоровье", и с ними "хорошо обращаются". Однако надолго задумались о выдаче.
И тут возникают два вопроса. Во-первых, почему речь пошла о семерых россиянах, а не о двенадцати, как утверждал наш МИД? Вполне вероятно, что были действительно коммерческие рейсы, а были и такие, при помощи которых правительству Анголы доставлялось оружие. И боевики часть пилотов, скорее всего, расстреляли без суда и следствия. Вероятно, что и сбитых самолетов было больше, чем четыре.
Во-вторых, насколько невинны были коммерческие рейсы? Как утверждает пилот Александр Юдов, плененный близ города Сауримо (этот город в официальной статистике МИДа отсутствует), когда самолет загорелся, то начали взрываться бутылки с пивом, что боевики приняли за разрывы гранат. Боевики УНИТА чрезвычайно опытны и профессиональны. Наверняка они способны отличить одно от другого.
Конечно, в любом случае Россия своего лица не теряет, потому что никто не запрещал поставлять в Анголу вооружение. Однако партизанам этого объяснить невозможно. Так что с пилотами у нас выходило абсолютно мертвое дело.
И вдруг сегодня генеральный секретарь УНИТА Паоло Лукамба Гато сообщил, что они отпускают шестерых российских граждан (уже шестерых, а не семерых), самолет которых был сбит в июне (в официальной статистике никакого июня не было). Они направлены в приграничную зону Анголы, где будут освобождены. При этом генсек, воспользовавшись случаем, обвинил Россию в продаже оружия ангольскому правительству, а также в том, что наши пилоты совершают боевые налеты на повстанцев. Невзирая на это, УНИТА решила осуществить акт гуманизма и милосердия, чего за ней прежде не водилось.
Остается только лишь радоваться. Однако есть в этом один очень печальный момент. В освобождении русских пилотов, попавших в беду, судя по всему, УНИТА была заинтересована больше, чем российское государство. Дело в том, что 21 января боевики стали сами приглашать наших представителей для того, чтобы обсудить этот вопрос. Произошло это после того, как обложенная санкциями УНИТА вызвала волну гнева Евросоюза. И ЕС, в лице его страны-председателя Португалии, 18 января объявил о намерении добиваться ужесточения санкций Совбеза ООН против ангольских партизан. На следующий день подсуетился и представитель РФ при ООН Сергей Лавров, призвавший мятежников вернуть нам пилотов. Вот они и решили хоть чем-то откупиться от гнева Евросоюза.
Мораль: кто не рискует, может быть, и не пьет шампанское, но зато и не сидит в ангольских и индийских тюрьмах.
Copyright L 2008 Vesti.Ru. | Пишите нам: info@vesti.ru |
|
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |