Опубликовано в Vesti.Ru от 15.02.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/02/15/15afghan/


Аркадий Дубнов (фото автора)
газета "Время МН" - специально для Vesti.Ru,
<dubnoma@orc.ru>
Как им живется при талибах

11 лет назад, 15 февраля 1989 года Афганистан покинул последний советский солдат. Так закончилась очередная и последняя попытка построить (или сохранить) социализм с помощью советских штыков и танков еще в одной отдельно взятой стране. Больше 15 тысяч жизней было положено на алтарь этой безумной идеи "кремлевских старцев". Утверждают, что афганская авантюра вбила последний гвоздь в крышку гроба, в котором был унесен на "кладбище истории" Советский Союз. Кроме этой исторической драмы, обычную человеческую драму пережили сотни тысяч семей на всем пространстве бывшей огромной страны, домой возвращались солдаты с войны, которая, как выяснилось, была ненужной. Трагедии тысяч и тысяч "афганцев" с навсегда искореженной психикой и телесными увечьями стали приметой целого поколения, разбросанного сегодня по 15 странам СНГ и Балтии.

С тех пор слово "афганец" для огромного большинства соотечественников означает одно - ветеран афганской войны. Сам же Афганистан, страна, которую мы так хотели "осчастливить", почти полностью сегодня нами заброшена и забыта.

Мы ушли оттуда, как отрезали. Как будто навсегда хотели забыть кусок неудавшейся собственной жизни. Мы прощались со "своим коммунизмом", а потому начисто стерли из памяти тех натуральных (без кавычек) афганцев, которых "приручили" за 10 лет своего присутствия в их стране. Тело истерзанного Наджибуллы, последнего "прокоммунистического" лидера Афганистана, болтавшееся в веревочной петле в центре Кабула, когда туда вошли талибы в сентябре 1996 года, стало символом брошенной нами страны.

Когда мы вспоминаем сегодня Афганистан? Если обличаем исламских террористов и сетуем на неконтролируемый наркотрафик оттуда, клеймим средневековые нравы талибов и описываем их 5-летнюю и, кажется, нескончаемую войну со "своими отцами", моджахедами, которые, в свою очередь, 10 лет воевали против "шурави"(советских).

Мы, впрочем, как и все мировое сообщество, признаем в качестве "законных" афганцев (вот ирония судьбы) своих победителей - "старых моджахедов", но не хотим иметь никакого дела с практически теперь уже "победителями победителей" - талибами. А ведь "под ними" уже лежит 9/10 территории страны с 25-миллионным населением.

Как живется афганцам при талибах? Рассказ в картинках, сделанных за 7 дней и 8 ночей в стране талибовского шариата, в пути от Герата - через Кандагар и Кабул - в Мазари-Шариф, не претендует на полноту и объективность.

Это, скорее, заметки с обратной стороны снимков.

Прямо скажем, "раскрепощенная женщина Востока" - это еще не про дам, оказавшихся вверенными власти талибов. Пожалуй, наибольшее количество циркуляров, регламентирующих новую жизнь по шариату, "исламские студенты" посвятили женщинам. Вся мировая пресса несколько лет назад подробно описывала, как талибы "упрятали" женщин по домам, запретив им появляться на улицах без сопровождения мужей, ходить на работу, в школы. То, что какая-то часть женского тела может быть доступна взору постороннего мужчины, предметом дебатов среди талибов не было никогда - традиционная паранджа была и остается излюбленным одеянием афганской женщины. Носит она ее элегантно, независимо от возраста. Полными афганские женщины не бывают - во всяком случае, за те 8 лет, что езжу в эту страну, видеть обтягивающую фигуру паранджу не приходилось. Несколько лет назад на севере страны, в Мазари-Шарифе, где властвовал тогда генерал Дустум - бывший коммунист, вовремя ставший моджахедом, афганские женщины еще щеголяли, открыв лицо, в почти европейской одежде. Но, конечно, с прикрытой головой.

Утверждают, что такое непривычное для горячих темпераментом афганцев отклонение от традиций не способствовало нравственным устоям общества и противоречило исламской морали. Талибы положили конец этим извращениям и вернули женщинам их привычное убежище - паранджу. Некоторое время назад, в разгар гражданской войны, талибы в ответ на упреки иностранцев в этой связи говорили так: поймите, мы не сможем сохранить боевой дух наших воинов, если оголим даже женскую щиколотку. Мол, подождите, вот победим врагов, и немного отпустим вожжи...

Сегодня до победы осталось "дожать" 5-10 процентов, именно столько территории страны осталось у "старых моджахедов", Масуда и Раббани. Поэтому женщины "у талибов" уже появились без сопровождения на улицах и в дуканах, а девочкам разрешено учиться в частных домашних школах. Как заметил в разговоре со мной в Кабуле координатор гуманитарных программ ООН Эрик де Мул, "это несомненный прогресс талибовского социума".

При этом в такси женщины не садятся, а ездят только в открытых фаэтонах на гужевой тяге. Такая предосторожность оправданна: случаи насилия в такси имеют место. Правда, недавно городское радио в Мазари-Шарифе сообщило об обнаруженных полицией нравов женщинах легкого поведения (в парандже, разумеется), которые зарабатывали на жизнь своим промыслом в такси. Они были наказаны 100 ударами палок. Это тоже признак либерализации, раньше за этот порок, согласно шариату, забивали камнями... В том же Мазари ударами палок недавно были наказаны и женщины, уличенные в лесбийской любви, в полицию они были сданы своими мужьями. И эти грешницы остались живы...

Дети, как известно, прелестны в любой стране. В Афганистане это качество выглядит особенно выпуклым, поскольку они свободны в выборе одежды, она преимущественно яркая, не сковывает движений, и главное - замечательно открыты лица с сияющими глазами. Будь то мальчики или девочки. Что касается последних, то иногда кажется, что те 10-12 лет, что им от рожденья отведено бегать без паранджи, даются с тем условием, чтобы они успели хорошо и без помех осмотреться в этом мире, чтобы потом, во взрослой жизни, нигде не оступиться...

"Учиться, учиться и еще раз - учиться!". Похоже, что этот ленинский лозунг сейчас стал наиболее актуален среди талибовской молодежи. Причем, и это достаточно неожиданно, учиться совсем не обязательно Корану. Талибы, придя к власти, обнаружили, что большая часть интеллигенции, справедливо напуганная радикальностью нового исламского режима, сочла за благо покинуть страну. Власти пришли к выводу, что надо выращивать свою интеллигенцию. Два года назад начали вновь открываться школы, лицеи и университеты. Не стоит преувеличивать качество образования, но очевидно: талибы поняли, что ежедневная жизнь состоит не только из обязательных пяти намазов в день. Надо уметь лечить людей и пользоваться техникой. В Кандагаре, духовной столице движения "Талибан", в университете учатся на двух факультетах, медицинском и сельскохозяйственном. Религиозная учеба в медресе - это отдельно.

В университете же не "исламские студенты" - настоящие. Они говорят, что родились, когда в стране уже шла война; выросли, когда она еще продолжалась, и вот теперь, при талибах, они, наконец, стали учиться.

. Про Россию знают мало, очень удивляются, что там живет более 20 млн мусульман, есть мечети, где они свободны отправлять свою религию. Но некоторые знают, к примеру, что Ельцин уже в Москве не главный, слышали по радио. Все мировые новости, кстати, в Афганистане, черпают из BBC и "Голоса Америки", вещающих на пушту и дари. Это касается и руководства движения "Талибан". Телевидение запрещено: "там показывают безнравственные фильмы, - говорят студенты, - есть, правда, и хорошие фильмы, ну, в общем, талибы запрещают...".

Однако ТВ все же смотрят. По ночам особо отчаянные устанавливают припрятанные "тарелки", а утром их снова прячут. Бывают облавы, но теперь - реже.

Афганцы великолепно владеют техникой. Что касается военной, то вообще кажется, что они родились с автоматом в обнимку. Это касается и настоящих талибов. Но вот летчики, похоже, обучались своему ремеслу раньше, чем Корану. Во всяком случае, среди тех авиаторов, с кем приходилось общаться у талибов и 5 лет назад, и сейчас, были только афганцы из "прежних", доталибских времен. Это касается и военных, и гражданских специалистов. Часть из них училась еще в СССР, к примеру, в знаменитом Киевском институте инженеров гражданской авиации, КИИГА. У одних остались там жены, а у других - даже дети... А на этой фотографии настоящий талиб, он совсем даже не пилот, ему просто, как ребенку, ужасно интересно в кабине вертолете. Вертушка, кстати, "нашенская", Ми-8. Внутри все инструкции на русском, а снаружи на дверце кто из наших "афганцев" когда-то нацарапал: "спасибо, родная". Стирать надпись с трофейной техники никто не стал.

Мы летим из Кандагара в Кабул. Поэтому большинство пассажиров в "Як-40" - в чалме. Это значит, они пуштуны по национальности, то есть по преимуществу - истинные талибы. Дело в том, что движение "Талибан" - в основном пуштунское, именно пуштуны - исторически государство-образующий афганский этнос. А Кандагар - город на юге Афганистана, в полосе так называемых пуштунских племен. В Кандагаре в середине 18 века было создано первое афганское государство, объединителем доселе раздробленных пуштунских племен стал провозгласивший себя королем вождь одного из них, Ахмад Шах Баба.

. В самолете, на котором мы летели из Кабула в Мазари-Шариф, афганцы в основном уже были в головных уборах, похожих на тюбетейки. Это были таджики или туркмены. Они летели на север страны, исторически населенный национальными меньшинствами. Впрочем, и столица Кабул - тоже город, бывший раньше в основном таджикским.

Это "северная столица" Афганистана - Мазари-Шариф. Город, который был последним оплотом противников талибов из северной коалиции, которую сегодня возглавляет легендарный моджахед Ахмад Шах Масуд. Талибы овладели им в 1998 году, совсем недавно, поэтому в Мазари еще часто попадаются на глаза вооруженные талибы.

Но Мазари-Шариф знаменит не этим. Здесь находится одна из святынь исламского мира, мечеть святого Али, одного из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Сюда афганцы совершают так называемый "малый хадж", это те, кому недоступен вояж в Мекку или Медину, что в Саудовской Аравии. Вокруг мечети всегда тысячи белых голубей. Они сюда прилетают независимо от политического режима в Афганистане, при короле и коммунистах, при моджахедах и исламистах...

Афганистан - страна людей с очень рельефными, выразительными лицами. Это лица людей с достоинством. Даже нищие на паперти у мечети кажутся иногда полевыми командирами на отдыхе. Этот нищий еще и красив. Может быть, потому, что ему хочется привлечь к себе дополнительное внимание, он подкрашивает голубым ресницы. Это нормально: афганские мужчины иногда предпочитают нравиться друг другу... Афганская семья может быть моногамной, и это не считается особенно большим пороком. Таковы условия жизни, предопределенные тем, что не каждый мужчина может позволить себе иметь жену и детей, поскольку не в состоянии прокормить семью. А добрачные связи с женщиной позорят ее...

Здесь, на окраине Герата, на северо-западе Афганистана, похоронен выдающийся узбекский поэт и мыслитель Алишер Навои. Его мавзолей выглядит пустынным и заброшенным. Плита на могиле Навои разбита, часть ее фрагментов утеряна. Талибам явно сегодня не до забот об этом историческом захоронении. Вокруг мавзолея - кварталы развалин, оставшиеся со времен войны с "шурави". Говорят, что несколько лет назад сюда приезжала делегация из Узбекистана с целью восстановления памятника их великому соотечественнику. Но что-то, видимо, не сложилось, и узбеки вернулись домой. Может быть, когда-нибудь снова приедут в Герат...

Этот молодой афганец мне чем-то напоминает Иисуса, каким его изображают в западных сериалах. Поговорить с ним не удалось, потому что, как только обступившая нас толпа разошлась, он подхватил своего петуха и, сильно смутившись, мгновенно исчез. Петух был, кажется, бойцовым, чего не скажешь о его хозяине. Вообще надо заметить, что если несколько лет назад талибовская власть вводила запреты на съемку и случайное общение на улицах, то на этот раз нам почти никто и ничего не запрещал. "Почти" - потому что, например, съемку резиденции верховного лидера движения "Талибан" в Кандагаре муллы Мохаммада Омара нам не разрешили. Даже мимо не провезли... Но мы не сильно обиделись. Вот, например, к "Горкам-9", где наш президент "работает с документами", какому афганцу разрешат подъехать?..

Этот, по нашему, по-русски говоря, биллборд на афганской дороге нам очень понравился. "Мы хотим жить в Афганистане, свободном от наркотиков". Останавливаться, чтобы читать это, гораздо интересней, чем тормозить перед очередным блок-постом для демонстрации документов. Это я к тому рассказываю, что вооруженных постов на афганских дорогах я в эту поездку, в отличие от предыдущих, не видел вообще. А вот биллборды появились. Кстати, тоже редкие.

Но зато какие!

Это говорит о том, что талибы не отрицают существа наркопроблемы и демонстрируют желание ее решить. Оказывается, не только на дорогах. В январе этого года "верховный талиб" мулла Омар распорядился сократить на четверть площадь плантаций, где выращивается опиумный мак, и отдать их под пшеницу и другие полезные культуры. Как известно, в прошлом году производство опиума в Афганистане достигло рекордной отметки в 4 600 тонн, что гораздо больше половины мирового производства. Говорят, что мулла обязал начальников на местах строго следить за исполнением своего указа...

Как признался в разговоре со мной один высокий талибовский начальник, мы вряд ли скоро сможем решить эту проблему, ведь если афганцам так хорошо платят за выращиваемый ими опиум, чем мы можем их в той же мере заинтересовать?

А ооновский чиновник г-н де Мул, работающий в Афганистане с 1996 года заметил по этому поводу, что проблема большей частью не в афганцах, они, согласно законам рыночной экономики, лишь отвечают соответствующим предложением на возникающий во внешнем мире спрос на наркотики.

Так что афганцам, к сожалению, еще долго придется читать эти транспаранты на дорогах. Но, как говорил один отлученный в начале века от марксизма ренегат, кажется, Эндрю Берштейн: цель - ничто, главное - процесс. А "процесс пошел". Это, сами знаете, сказал уже другой ренегат от коммунизма, наш современник...

Герат - Кандагар - Кабул - Мазари-Шариф - Москва

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.