Опубликовано в Vesti.Ru от 02.03.2000 Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/03/02/45iran/ |
Нижняя палата Конгресса США вслед за сенатом единогласно одобрила законопроект о санкциях в отношении стран, содействующих Ирану в создании оружия массового уничтожения. "Акт о нераспространении" в первую очередь направлен против российско-иранского сотрудничества в ядерной области. Выделение средств России в рамках проекта международной космической станции напрямую увязывается с иранским вопросом.
Напомним, что в 1998 году президент Клинтон наложил вето на более жесткий вариант этого законопроекта. Тогда Белый дом решил ограничиться административными мерами - введением санкций в отношении десяти российских компаний, подозревавшихся в связях с Ираном по линии ядерных программ.
На этот раз, после единодушного голосования обеих палат Конгресса, давление на Билла Клинтона, очевидно, усилится. Возможно, ему придется подписать Акт, которым открыто возмущаются в Москве и Тегеране.
Хотя победа реформаторов на иранских парламентских выборах не может не радовать американцев, Иран по-прежнему остается для них в первую очередь опасным пороговым государством и оплотом международного терроризма.
Российско-иранское соторудничество в военно-технической области и атомной энергетике - одна из главных болевых точек в отношениях Москвы и Вашингтона. Россия до сих пор выдвигает аргумент "не пойман - не вор" и считает неприемлемым американское давление. США всеми силами пытались помешать российско-иранской сделке по строительству АЭС в Бушере, на юге Ирана. Очевидно, что реальные опасения США в связи с наращиванием иранской военной мощи тесно переплелись с экономическими интересами - ведь речь идет о соперничестве на одном из наиболее перспективных рынков.
Итак, насколько оправданы действия Вашингтона? Каковы будут последствия принятия "Акта о нераспространении" для российско-американских отношений?
Владимир Кумачев, вице-президент Института национальной безопасности:
Процесс идет давно. 10 институтов были лишены права контактировать с американцами. Начали с бойкота конкретных организаций. Иранская тема муссируется не первый год. Именно этот район мира для России сейчас важен, Россия нащупывает какие-то ходы в этом регионе, чтобы осуществлять и военное сотрудничество, и коммерческую деятельность. Обучали у нас специалистов из Ирана, снабжали эту страну технологиями и комплектующими для атомных электростанций.
Сначала США подвергли остракизму ряд организаций, теперь начали давить непосредственно на Россию, а уж какие будут конкретные мероприятия - не знаю. Претензии к нам есть - утверждается, что одновременно с оборудованием для атомной электростанции мы продаем Ирану что-то военное, но это ведь голословно утверждается, никаких доказательств никто предъявлять не желает. К тому же, я не думаю, что Иран в принципе такая уж опасная и агрессивная страна. Есть более неприятные страны, на деяния которых американцы смотрят сквозь пальцы. Тут речь идет об использовании имиджа Ирана для воздействия на Россию. Россия в зажатом положении, и американцы это используют, стараются давить и давить, хотя непонятно, с чем это связано. Выгоднее было бы дать России возможность немного перевести дух, если не помогая, то хотя бы не мешая ей. Я не думаю, что Россия реально туда что-то поставляет. Возможна только какая-то нелегальная утечка - но это исключает возможность оказания давления на Россию как на государство, да еще в такой форме.
Николай Галуша, полковник запаса, сотрудник Института военного и политического анализа:
На государственном уровне поставки таких технологий в Иран? Это вряд ли возможно. Возможны утечки на индивидуальном уровне, но от этого не застрахован никто. Специалист может вывезти какую-то свою идею, но технология - это не то, что можно вывезти одному человеку. Наладить производство чего-то в одиночку ни один специалист не может. Технология - это пуды документации, одного листка не хватит - и остальные уже не нужны. Нет, передачу таких, тем более ракетных и бактериологических, технологий на уровне государства я исключаю в принципе. Наши руководители - не безумцы.
Виктор Кременюк, зам. директора Института США и Канады РАН:
Ухудшение отношений - реально. Принятие вчерашнего закона тому наглядный пример. А вот до каких пределов это ухудшение может дойти - это уже зависит от обстоятельств. Если еще пять лет мы будем играть в такие нелепые поддавки - вообще не будет никаких отношений. В силу целого ряда причин наше правительство и и.о. президента сосредоточены на не очень приятных для Америки вопросах, в первую очередь - на ситуации в Чечне.
Надо сказать, что с уходящей вашингтонской администрацией у нас вообще не сложились отношения - и уже поздно за полгода до выборов в Америке их налаживать. У нас не отработаны правила поведения по отношению друг к другу. Не обсуждались всерьез наши взаимные претензии в разных регионах. Что касается того, какая будет в Америке новая администрация - республиканская или демократическая, и кто из них для нас лучше… так обе они хуже! Ничего нам они не сулят. Только Путин пока дает понять, что озабочен нашими отношениями с США, в то время как Олбрайт делает вид, что ничего страшного не происходит. А надо сесть за стол и сказать честно: у нас есть в отношениях проблемы, вот они, давайте посмотрим, как их решать. Это в интересах обеих стран.
Федор Шелов-Коведяев, быв. зам министра иностранных дел РФ:
Думаю, что никто не может предоставить каких-то обоснований подобной трактовки сотрудничества России и Ирана. В свое время СССР действительно форсировал развитие ядерных программ Ирана, тогда мы были заинтересованы экономически в строительстве ряда атомных электростанций в этой стране. А вот насчет ракет - это все идет в русле старинных подозрений американских спецслужб относительно ядерных программ Ирана. Иран - пороговое государство, а по экспертным оценкам - "запороговое", Иран уже готов изготовить свое ядерное оружие.
Что касается бактериологического оружия - для меня это новость. Элементы опасений обсуждались, но до такой жесткой постановки вопроса дело никогда не доходило.
Что касается ядерного сотрудничества, там постоянно возникали вопросы, касающиеся аппаратуры и комплектующих двойного назначения, которые могли быть использованы и в военных целях. А вот что касается бактериологического оружия, то это куда более контролируемая сфера, и на официальном уровне такие материалы вообще вряд ли могли передаваться кому бы то ни было.
Нынешнее состояние наших отношений можно вполне назвать "холодным миром" или "войной нервов". Мы занимаем жесткую позицию по вопросу Балкан, не ратифицируем СНВ, только что вышли из игры в молчанку с НАТО. Американцы снова восстанавливают ПРО, все это еще и накладывается на избирательную кампанию, администрацию Клинтона обвиняют в чрезмерно пророссийских настроениях, демократы в США не имеют большинства ни в одной из палат - и этот тезис может быть способом внутреннего давления на американского президента. Ситуация внутри Америки непроста, республиканцы жаждут реванша и максимально жестко себя ведут.
Наши отношения не приобрели принципиально нового негативного качества, есть много и других осложняющих элементов, но есть и примеры эффективного и продуктивного сотрудничества, достаточно успешно продвигаемся в области экономики. Идет "обмен любезностями", но мне кажется, что мы склонны оценивать это все в системе координат советского периода, когда мы все рассматривали в однозначном черно-белом спектре. Сейчас политика намного более разнообразна и разнопланова, но поводов для паники нет. На многие вопросы мы получим ответы в самое ближайшее время.
Евгений Сатановский, президент Института Израиля и Ближнего Востока, кандидат экономических наук:
У нас много контактов с Ираном, но степень их военного содержания американцами, думаю, преувеличена. Что касается бактериологических технологий - то это вообще очень сомнительно. Что же до обучения студентов и передачи технологий - так обучается большая часть иранских студентов не где-нибудь, а в США. В России они тоже есть, и очень хотят приблизиться к военно-техническим темам, но пресекается и контролируется это очень жестко.
Основные противники Ирана - в военном отношении тут более подходит такой термин "вероятные противники" - это Афганистан и Ирак. Нестабильность Афганистана - очень важный фактор. К тому же, и с Пакистаном не все ясно, и в то время как формальной границы между Афганистаном и Пакистаном нет, совсем не формальная атомная бомба у Пакистана есть, и Иран это не беспокоить не может. Ирану оружие нужно - однако это еще не означает, что Россия его им снабжает.
Что касается американских санкций, то, увы, США действуют по формальной логике - "ковбой в белой шляпе, ковбой в черной шляпе". Вот Иран - в черной шляпе, а мы, Россия, - в серой шляпе, особенно после конфликта в Косово. Логика принятия такого закона о санкциях против России понятна - и Россия чтобы не забывалась, и Ирану насолить заодно и напомнить, кто в доме хозяин. Неприятно будет, проблемы у России будут - так они и так у нас есть. А если мы будем действовать строго по указаниям из Вашингтона… Ну так пока еще мы не стали окончательным подручным США, и наша политика - это наша забота. К тому же, точку зрения американцев далеко не все разделяют. Например, во время последнего визита Щаранского в Москву ни в какой форме иранская проблема не поднималась - а американцы в свое время оказывали определенное давление на Тель-Авив, чтобы Израиль поддерживал США по этому вопросу.
Copyright L 2008 Vesti.Ru. | Пишите нам: info@vesti.ru |
|
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |