Опубликовано в Vesti.Ru от 13.04.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/04/13/40katyn/


Павел Аптекарь
"Время новостей" - специально для Vesti.Ru,
<pavel-a-aptekar@mtu-net.ru>
Между Россией и Польшей - море лжи

60-летие Катынской трагедии отмечала вся Польша: траурные богослужения, воинские почести, специальное заседание парламента. И выступление президента Александра Квасьневского, подчеркнувшего, что российский народ не несет ответственности за гибель польских граждан, расстрелянных по постановлению ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года.

Недавно в Катынском лесу были обнаружены новые захоронения, о чем сообщил Квасьневскому в телефонном разговоре его российский коллега. Владимир Путин пригласил польских следователей для участия в эксгумации. Но Катынская трагедия остается болевой точкой в российско-польских отношениях. Слишком долго советское руководство пыталось скрыть участие Политбюро и НКВД в расправе над почти 25 тысячами офицеров, захваченных в плен в ходе совместного советско-германского похода на Польшу.

История расстрела в Катыни, Медном и украинском городе Пятихатки польских офицеров и интеллигентов, призванных в армию в сентябре 1939 года, и последующие события напоминают скверный детектив. 5 марта 1940 года Политбюро, рассмотрев вопрос о пленных, решило: "Дела о находящихся в лагерях для военнопленных и находящихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии… рассмотреть в особом порядке с применением к ним высшей меры наказания - расстрела. Рассмотрение дела провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения, постановления об окончании следствия и обвинительного заключения."

Чуть больше чем через месяц это постановление было реализовано. Пытаясь замести следы, НКВД делал все, чтобы место расстрела осталось неизвестным. Однако в апреле 1943 года останки пленных были обнаружены немецкими оккупационными войсками, после чего германская пропаганда рассказала всему миру о "зверствах большевиков", имея своей целью, конечно, не восстановление исторической правды, а внесение раскола в антигитлеровскую коалицию. Некоторых успехов они добились: СССР разорвал отношения с польским правительством в эмиграции.

Почти сразу после освобождения Смоленска, осенью 1943 года, в Катыни начала работать комиссия по расследованию злодеяний фашистских захватчиков. Эта комиссия во главе с академиком Николая Бурденко быстро установила "истину": поляки были якобы расстреляны немцами.

Вот что писал впоследствии, 3 марта 1959 года, в служебной записке первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву председатель КГБ Анатолий Шелепин: "Согласно выводам этой комиссии, все ликвидированные там поляки считаются уничтоженными немецкими оккупантами. Материалы расследования в тот период широко освещались в Советской и зарубежной печати. Выводы комиссии прочно укрепились в международном общественном мнении. Исходя из изложенного, представляется целесообразным уничтожить все учетные дела на лиц, расстрелянных в 1940 году по указанной выше операции… Для Советских органов все эти дела не представляют ни оперативного интереса, ни исторической ценности. По объему эти документы незначительны и хранить их можно в особой папке."

С этой "особой папкой" знакомились после вступления в должность все без исключения генеральные секретари, от не приходившего в сознание Константина Черненко до бодрого Михаила Горбачева. Однако и буревестник перестройки долго отказывался признать факт причастности советских спецслужб к катынскому расстрелу и лишь в 50-ю его годовщину, после публикации ряда документов, свидетельствовавших о прямом участии в нем советских спецслужб, преклонил колени перед закладным камнем мемориала его жертвам, заявив тем не менее, что виноват только НКВД.

Историческая правда была окончательно восстановлена в октябре 1992 года, когда комиссия Волкогонова-Полторанина по рассекречиванию архивов ЦК опубликовала записку Наркома внутренних дел Лаврентия Берии в ЦК с проектом постановления Политбюро и само постановление.

Однако нашлись такие историки, которые оспаривали подлинность этих документов и даже заявили, что они сфабрикованы в 1991-1992 годах "демократическими неогеббельсовцами".

Наконец, некоторые исследователи в ответ на упреки польской стороны стали активно муссировать тему советских военнопленных, погибших в 1921-1922 годах после окончания войны 1920 года. В качестве доказательства использовалась пропитанная пылью и поросшая мхом нота наркоминдела Григория Чичерина, в которой говорится о смерти почти 70 тысяч пленных от пыток, расстрелов и издевательств. Между прочим, польские историки выяснили в результате длительных архивных поисков, что их число равно примерно 18-20 тысячам человек, причем в основном они умерли от голода и болезней в первые месяцы своего пребывания в польских лагерях, поскольку Варшава просто не ожидала от советского командования такого обилия "человеческого материала".

Скорее этим ревнителям истины стоит обвинять в гибели наших пленных Ленина, Троцкого и командование советских фронтов, стремившихся принести на штыках и клинках Красной Армии мировую революцию в Европу и без оглядки гнавших своих подчиненных в глубокий мешок, а затем бросивших их без управления и уехавших подальше на Восток.

Освободить сталинское Политбюро от ответственности за содеянное вряд ли удастся: целый ряд документов свидетельствует о том, что именно члены ЦК со спокойной душой одним росчерком пера отправили на смерть более 21 тысячи человек.

В Катынском лесу сейчас воздвигнут мемориал жертвам расстрела. Будем надеяться, что он вместе с новой политикой российского руководства послужит делу примирения двух близких народов, несмотря на попытки некоторых политических кругов сделать себе капитал на трагических страницах нашей недавней истории. "Прошлое должно нас не разъединять, а объединять", - сказал сегодня польский президент.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.