Опубликовано в Vesti.Ru от 04.05.2000 Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/05/04/70lockerbie/ |
История эта древняя и весьма кровавая. 21 декабря 1988 года "Боинг-747" компании Pan-Am, совершавший рейс № 103 из Лондона в Нью-Йорк, взорвался на 38-й минуте полета. В результате погибли 259 человек, находившиеся на борту, и 11 жителей шотландской деревни Локерби, над которой произошла трагедия.
Самолет взорвался не случайно. При исследовании более миллиона фрагментов, на которые он рассыпался, был обнаружен террористический след. Установлено, что в багаже находилась бомба, вмонтированная в магнитофон Toshiba. Сохранился таймер швейцарского производства, запустивший адскую машину.
Через некоторое время на основании ряда свидетельств следствие с большой степенью достоверности установило, что магнитофон сдали в багаж на Мальте два ливийца, как выяснилось, агенты спецслужб этой страны. (Боинг летел с посадками и дозаправками по трассе Мальта - Франкфурт - Лондон - Нью-Йорк). Старшего, теперь уже 48-летнего, зовут Абдельбасет али-Мохмед аль-Меграхи, младшего, 44-летнего, - аль-Амин Халифа Фима.
При этом довольно четко просматривались мотивы этого теракта. Можно предположить, что это было возмездие за американскую бомбардировку Триполи и Бенгази 1986 года, в результате которой погибли сотни ливийцев. В том числе и приемная дочь Муамара Каддафи.
США и Великобритания потребовали, чтобы Ливия передала предполагаемых террористов для свершения над ними акта правосудия. США - поскольку в самолете находилось две трети американских граждан, Великобритания - как страна, где все произошло. Однако Ливия это требование не удовлетворила, заявив, что американский или британский суд не могут быть беспристрастными. И в 1992 году Совет Безопасности ООН наложил на Ливию санкции: эмбарго на воздушные полеты, запрет на торговлю оружием и оборудованием для нефтедобычи, ограничение продаж ливийской нефти, замораживание в иностранных банках ливийских счетов. Процедура весьма неприятная и убыточная для страны.
Однако в конце концов было принято компромиссное решение, с которым согласился несговорчивый Каддафи. В августе 1998 года полковник согласился, что процесс будет проходить в Голландии, но осуществляться он будет шотландскими судьями и по шотландским законам. И 5 апреля 1999 года подсудимые были доставлены в Голландию. После чего были прекращены санкции против Ливии.
И тут начинается самый величественный этап "дела Локерби". Бывшая нидерландская военная база "Камп ван Зейст", расположенная недалеко от Утрехта, на деньги Великобритании преобразуется в "город правосудия", напоминающий по размаху голливудский проект. На него уже потрачено 22 миллиона фунтов. Каждый месяц процесса будет стоить 4 миллиона.
Масштабы впечатляют. Просторное бомбоубежище переоборудовано в тюрьму для двух персон, которых охраняют 200 полицейских внутри узилища и 70 снаружи.
Учебный корпус переделан в зал судебных заседаний. Он перегорожен на две половины звуконепроницаемой стеклянной стеной. На одной половине судьи, подсудимые, адвокаты, свидетели. На другой - зрители и пресса, имеющие возможность слушать выступления при помощи наушников. Понятное дело, что каждое английское слово переводится на арабский язык и наоборот. А из спортзала сделали пресс-центр, в котором уже оборудовано 240 рабочих мест. Однако ожидается, что их число возрастет до 800.
Потому что процесс будет продолжаться как минимум год. Суду будут давать показания свыше 1500 свидетелей обвинения и более 120 свидетелей защиты. Предприняты специальные меры по охране свидетелей, многие из которых опасаются мести террористов. В частности, с этой целью запрещены телевизионные трансляции из зала заседаний.
Вчера была запущена эта гигантская судебная машина. На первом заседании знакомились с видеозаписями трагического события. В конце концов суд, состоящий из четырех шотландских служителей Фемиды, должен принять одно из трех решений. Если подсудимые будут признаны виновными во взрыве самолета, их ожидает пожизненное заключение. Однако они могут быть оправданы. И третий вариант - суд освободит двоих ливийцев за недоказанностью их вины.
Так что все упирается в улики. А они, к сожалению, в последнее время стали улетучиваться. Например, в конце прошлого года один из главных свидетелей обвинения - швейцарский предприниматель Эдвин Боллиер - заявил, что обнаруженный на месте взрыва таймер "никогда не был присоединен к бомбе и даже не мог служить в силу своих конструктивных особенностей частью бомбы". К тому же он не признал в нем таймер из партии отправленных им в свое время в Триполи часовых механизмов. У него есть все основания предполагать, что данная штуковина является неуклюжей попыткой ФБР свести концы с концами.
А в феврале еще один важнейший свидетель - ливиец, живущий в США, - отказался от своих прежних показаний. Ранее он утверждал, что видел на Мальте, как один из обвиняемых положил чемодан на ленту багажного транспортера. Сейчас же не вполне уверен, что это был именно он, а не похожий на него человек.
Понятное дело, что обвиняемые настаивают на своей непричастности к делу Локерби. Говорят: не там ищете. Мол, самолет взорвали палестинские патриоты из "Народного фронта освобождения Палестины" и "Палестинского народного фронта борьбы". А адвокаты даже называют имя злодея - палестинец Абу Талиб. Фигура в деле Локерби не новая. На ранней стадии следствия он был одним из подозреваемых, но потом эта версия оказалась несостоятельной. После Локерби Абу Талиб отличился в Дании и Голландии, где устроил теракты. За что и сидит сейчас в шведской тюрьме.
Так что шансы выявить истину, как видим, не столь высоки. Однако, как пишет поэт Александр Макаров-Кротков:
Чем черт ни шутит?
Ничем.
Copyright L 2008 Vesti.Ru. | Пишите нам: info@vesti.ru |
|
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |