Опубликовано в Vesti.Ru от 04.07.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/07/04/50corruption/


Андрей Цунский,
<andy@onego.ru>
В России коррупции нет

Коррупция разъедает государство российское уже не одно столетие. И все никак не может разъесть до конца. Однако председатель думской комиссии по борьбе с коррупцией Николай Ковалев, выступая на семинаре по проблемам законодательства, заявил, что мы подошли к критической черте. Ежегодно страна теряет за счет коррупции 15 миллиардов долларов. Далее это терпеть невозможно. Необходимо бороться.

По мнению Ковалева, залогом успешной борьбы должно стать "правильное" законодательство: "России нужны простые законы прямого действия". И начинать необходимо с изменения Конституции, которая должна позволять проводить парламентские расследования коррупционных дел, как это принято в мировой практике.

О механизме, который привел бы в действие эти простые законы прямого действия, депутат не сообщил. Поэтому мы попросили экспертов поделиться своими соображениями об эффективных способах борьбы с коррупцией (это, кстати, станет одной из ударных тем обращения президента к Федеральному собранию). И вообще, можно ли победить ее в России?

Олег Вите, эксперт Центра стратегических разработок:

А в России коррупции нет! Выражение "коррупция" не столько помогает понять ситуацию, сколько запутывает ее. Некие японские аналитики, не названные по имени, в свое время определили, что в России нет коррупции. Коррупция ведь предполагает ответственность взяткополучателя перед давшим взятку. В России этого просто нет.

У нас не хватает стабильных правил. А стабильность включает в себя не только стабильность законов, но и сформировавшееся "обычное право", или "право обычая", в которое вписываются и традиции коррупции, которая есть везде и всегда. У нас же в России стабильных правил нет вообще, и это связано с разложением институтов государственной власти. Феномен Путина - это попытка решить эту проблему. Получится или нет? Посмотрим.

Что касается сравнения России с другими странами на постсоветском пространстве. Россия просто более значимая из всех этих стран. Поэтому и коррупция у нас - более важная проблема. При советской власти был определенный порядок. На определенных должностях чиновнику можно было какую-то долю брать себе. А сейчас стали брать все, и не по чину. Для Cредней Азии это меньшая проблема, там есть другие механизмы, которые контролируют эту проблему. У нас же единственным механизмом контроля было государство. Сейчас оно пытается вернуть себе прежние позиции.

Владимир Лукашов, вице-президент фонда "Социальное общество парламентариев":

Проблема даже не в коррупции, а в том, что она дикая и несистематизированная. Берут все - бандиты, госчиновники, местные чиновники - и бизнес становится нерентабельным. А кроме того, в мире есть целый ряд фирм, которые принципиально не работают в коррумпированных регионах. Пример - из России тихо и без скандала ушла такая фирма, как BMW. Теперь и продукцию продают у нас дилеры. По-любому, коррупция и преступность - это основная причина, по которой инвестиции в Россию не идут. Мы ведь отсекаем и тех, кто честно ведет бизнес, и тех, кто может и готов платить, но только разумно и в строгих пределах.

В Средней Азии коррупция тотальна, но более иерархизирована - там "не по чину" никто взять не решится. В такой цивилизованной на вид Прибалтике еще более дикая коррупция, чем у нас. Мы еще более-менее приличная страна, но в рамках СНГ. Для Запада мы просто дикие…

Мы бездумно перенесли в Россию европейские правила игры. Мы смягчили наказание за подобные преступления, но у нас нет того культурного слоя, который мог бы эти правила соблюдать. Английский газон триста лет поливали. Вильгельм-завоеватель вешал людей за малейшее воровство. Некоторые жестокие законы в Англии отменили только в начале двадцатого века, людей воспитывали несколько веков подряд. Так что нам удивляться не приходится.

Игорь Минтусов, генеральный директор центра политического консалтинга "Никколо М":

Насколько мне известно, дача взятки общественным мнением очень сильно осуждается, и я сомневаюсь, что если какая-то структура будет делать что-то за взятки, это могло бы сойти с рук. Многие крупнейшие компании принципиально не работают в условиях коррупции и за взятки делать не станут ничего. Несмотря на всю выгоду, серьезные компании не позволяют себе вести себя таким образом и жестко соблюдают корпоративную этику. Люди, которые стоят перед выбором, предпочитают рисковать успехом своей операции в бизнесе, нежели рисковать своей репутацией. Таким образом, за взятки работают чаще фирмы, заинтересованные не в долговременном сотрудничестве, а в получении мгновенной и быстрой прибыли. Нужно ли такое "партнерство" России? Явно нет! Так что с коррупцией бороться нужно.

Иосиф Дискин, политолог:

Надо понимать, что есть разные компании, которые по-разному относятся к этой проблеме. Компании, работающие в третьем мире и которые связаны с закупкой и добычей природных ресурсов - они легко к этому относятся. Но как только речь заходит о высокотехнологичном бизнесе, все меняется. В этом бизнесе между сторонами должно быть доверие. Простой бизнес прозрачен, его легко контролировать. Сложный бизнес базируется на большом доверии многих участвующих в нем сторон. Недоверие к тому, кто берет взятки, разрушает такой бизнес, который и без того очень чувствителен к среде, к любому внешнему воздействию. Если нужно будет решать какой-то неожиданно вставший вопрос срочно, ненадежные партнеры или чиновники могут предъявить снова и снова требования денег. Выбор перед Россией и странами СНГ очень простой. Какую мы хотим получить экономику? Если мы хотим сырьевую экономику - можно мириться с коррупцией, а если хотим высокотехнологичную, передовую экономику - придется вырабатывать новую бизнес-этику, корпоративные правила, дисциплину соблюдения контрактов - и бороться со взяточничеством и коррупцией.

Сергей Алексашенко, руководитель Центра развития:

И иностранцы взятки дают. Коррупция тоже есть везде. Но разная. На Западе тоже могут дать взятку чиновнику, например за то, чтобы получить крупный государственный заказ, или что-то в этом духе. У нас же предприниматель должен платить каждому чиновнику просто за то, чтобы ему дали вести бизнес. Приходит пожарник и говорит: или дашь сто долларов, или я тебя закрою. И я не думаю, что коррупция - самая главная причина того, что у нас происходит. И если мы в дальнейшем справимся со всеми проблемами и останется нам одна коррупция, то и эта коррупция станет "цивилизованной". Инвестиции тогда к нам неизбежно придут. А вот если лет десять мы еще подождем, и не будем обращать внимания на очевидное, то могут и не прийти. Им есть куда вложить деньги. Среди стран СНГ мы в верхней трети наиболее коррумпированных стран. Почему? Есть ведь два способа борьбы с коррупцией. Можно держать чиновника в страхе: возьмешь взятку - засадим в тюрьму на сто лет! Можно платить ему достаточно большую зарплату, обеспечив ему достаток и положение в обществе, но при этом доведя до его сведения, что скандал подобного рода навсегда закроет ему дорогу на любую должность в государственной службе. У нас не делается ни того, не другого. Вот и ответ.

Игорь Потоцкий, ведущий программы "Большие деньги" (НТВ):

Есть два человека, которые могут объяснить эту ситуацию лучше других. Один расскажет эту ситуацию во всех подробностях, если захочет, - и это любой инвестор с опытом работы в России и странах СНГ. Ну а второго все знают, его зовут Карл Маркс. "Покажите капиталу прибыль в триста процентов, и нет такого преступления, на которое он не пойдет…" Помните? А то, что высокотехнологичный бизнес свободнее от коррупции… Если это так, (а я в этом не уверен), то есть этому вполне простое и функциональное объяснение. Бизнес высоких технологий предполагает меньшее количество контактов. Вы послали по сети деньги, вам доставили товар, вы послали комплектующие, партнеры их собрали, отослали в третье место. Тут просто меньше контактов с государством. Вот и все.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.