Опубликовано в Vesti.Ru от 01.09.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/09/01/20japan/


Андрей Цунский,
<andy@onego.ru>
Отдаст ли Путин острова

Начался визит Владимира Путина в Японию. На российско-японском саммите планируется подписать программу экономического сотрудничества и рамочный документ о совместном освоении островов Итуруп, Кунашир и Малой Курильской гряды. Японской стороне хотелось бы большего. График решения территориальной проблемы - "план Ельцина-Хасимото" - можно считать сорванным: как известно, мирный договор планировалось заключить в 2000 году.

Комментаторы расходятся в оценках и прогнозах. Одни считают, что прогресс по территориальной проблеме на встрече Владимира Путина и Иосиро Мори невозможен по внутриполитическим причинам. Другие предсказывают, что визит получится историческим - отношения двух стран наладятся. Третьи уверены, что Путин фактически готов продать Курилы.

Между тем партнерство с Японией необходимо нам как никогда. Демографический кризис, особенно остро переживаемый на Дальнем Востоке, промышленный спад, напряженная политическая ситуация в этом регионе вызывают большие опасения за будущее этой части России. Богатейший край сегодня превратился в хищнически разграбленную и заброшенную территорию, на освоение, да что там - на возвращение которой к нормальной жизни у страны нет ни средств, ни человеческих ресурсов.

Вот еще несколько мнений о предстоящем визите.

Андрей Пионтковский, директор Центра cтратегических исследований:

Если говорить о нашей власти, то ей договор с Японией абсолютно не нужен. Если опираться на державно-патриотическую модель, в контексте которой две пяди русской земли (Южнокурильская гряда островов) - святая формула, визит будет абсолютно пустой и не будет назван провальным только потому, что японцы и сами понимают, что Путин ничего не привезет. Но если посмотреть в перспективу - в этом регионе у нас с Японией общие стратегические интересы. Вопрос стоит для России вообще драматически: сохраним мы или нет Дальний Восток в XXI веке? Поэтому договор этот нам необходим. Но подписание его сейчас нереально, не только в силу общественного мнения, но в основном - в силу ультрапатриотической позиции, которую занимает сейчас власть.

Игорь Яковлев, проректор Евразийского гуманитарного университета имени Е.Н.Трубецкого:

Я бы начал с того, что фактически президент собирается обсуждать, а возможно, и подписывать закон о совместном освоении территорий в спорной зоне. И речь в данном случае идет не о покупке мирного договора в обмен на территории, как это происходит между Палестиной и Израилем. Поставлена задача найти новый ключ взаимодействия с такой промышленно развитой страной, как Япония. Это, разумеется, поможет укрепить и российские интересы в регионе, и международный статус России.

Кроме того, происходит ползучая экспансия корейского и китайского населения на российский Дальний Восток. Демографическая ситуация и в стране в целом, и тем более на Дальнем Востоке такова, что там население падает, а в соседнем Китае растет. На нашем Дальнем Востоке нелегально проживает от полутора до двух с половиной миллионов китайских граждан. Они, конечно, тоже экономически осваивают регион, но такое "освоение" носит криминальный или полукриминальный характер. Если же освоение произойдет в том ключе, который предлагает Японии наш президент, то это будет куда более цивилизованно и предпочтительно во всех отношениях. Пусть освоение будет легальным и последовательным. Это в очень сильной степени позволило бы укрепить российско-японские отношения.

Кроме того, Россия вышла из соглашения о безвизовом режиме въезда-выезда. Границы должны охраняться куда более серьезно, чем ныне. Есть серьезная связь между этими двумя моментами, которые вполне логично увязаны. Если мы сами не освоим свои территории, их освоят другие - но уже не в наших интересах.

Борис Макаренко, заместитель директора Центра политических технологий:

Китайский аргумент в данном случае сомнителен. Китай набирает мощь, плодится и размножается, но границу еще никто не отменял. В Калифорнию китайцы просачиваются уже две сотни лет, но Белый дом еще от этого не упал.

Что касается проблемы южных Курильских островов, то и для той и для другой стороны это проблема внутриполитическая. Япония не могла поступиться своими правами на эти острова. Россия не чувствует себя достаточно сильной, чтобы отдать острова без ущерба для авторитета власти. Это было справедливо и для Горбачева, и для Ельцина, и уж тем более справедливо для Путина, который пришел к власти на волне вооруженного патриотизма. Долгое время обойти проблему островов было неприемлемо для обеих сторон, но тем не менее, единственно возможный паллиатив - это давать Японии постепенно все больше доступа к островам, что пойдет только на пользу островам и что будет постепенно создавать другой политический климат.

Мудрая позиция прежнего премьера Рютаро Хасимото, который не ставил решение вопроса "северных территорий" препятствием для начала диалога. Если у Японии хватит государственной мудрости продолжить ту же линию - прогресс будет куда более ощутимым.

Евгений Пахомов, обозреватель международного отдела журнала "Итоги":

Японцы сами приходят к выводу о том, что не стоит тормозить отношения с Россией из-за двух островков. При том, что есть мощное лобби, требующее вернуть острова, при том, что целая промышленность штампует сувениры с лозунгами и требованиями возвращения островов, а национальное ТВ - ролики соответствующего патриотического содержания, территориальная проблема - это удел политиков. Бизнесменов и финансистов же гораздо больше волнует нестабильность нашей экономики.

На Россию приходится 0,58 процента японского товарооборота. Для России это сумма крупная, около 4 миллиардов долларов, но для Японии - ничтожная. И это зависит не от территориального спора, а от нашей собственной стабильности и устойчивости, от нашей непривлекательности как партнера. Генсек правящей партии Японии уже даже лично выступил и сказал, что не стоит ставить взаимоотношения с Россией в сфере экономики в зависимость от островов.

Но мы и сами загнали ситуацию в угол, когда Ельцин пообещал решить проблему до 2001 года. У них ментальность другая: люди пообещали - значит, сделают. Реалисты в Японии понимают, что отдать острова Путин не может, особенно после серии катастроф, ставших для России очевидными поражениями. Но японцы и не откажутся от идеи так легко, будут предпринимать дипломатические усилия, какой-то прессинг. И все же напрямую завязывать эти взаимоотношения с территориальной проблемой не стоит. Японский бизнес, как любой бизнес, очень прагматичен.

Сергей Казеннов, зав. секцией геополитики ИМЭМО РАН:

Проблема островов педалироваться на этих переговорах не будет. И России, и Японии нужен публичный прорыв, какой-то ощутимый результат, который был бы и для общественности, и для политиков свидетельством того, что они могут, не зацикливаясь на проблеме Курил, решать проблемы в своих отношениях в других областях. И Россия, и Япония могут много потерять.

Например, сейчас и та, и другая сторона будут живо заинтересованы в своем участии в объединении двух Корей. В выстраивании геополитического треугольника в этом регионе заинтересованы и Россия, и Япония. Что же касается проблемы Курил, то Япония будет по-своему строить свои экономические отношения с этим регионом, чтобы при удобном случае конвертировать экономические успехи в политическую сферу. Я бы не хотел, чтобы наши отношения с Японией стали в зависимость от подписания или неподписания какого-то договора. Это тот оселок, на котором и проверяются наши отношения. Отношения России и Японии будут вынуждены развиваться поступательно в силу причин, о которых сказано выше.

Александр Федоровский, зав. секцией Кореи ИМЭМО РАН:

Боюсь, что так и получится, что из-за двух островков мы получим на свою голову более крупные неприятности. Есть точка зрения, что японцы со временем откажутся от "северных территорий" или будут готовы бесконечно тянуть с этим вопросом. Но решать ситуацию необходимо! Эта точка зрения - заблуждение. Завязнув на решении проблемы островов, мы ставим под угрозу будущее России, будущее нашего Дальнего Востока и Восточной Сибири. Собственных средств на их освоение и подъем у нас нет и в ближайшее время не будет, а делать ставку только на отношения с Китаем - ошибка. Эти отношения очень важны, но нам нужно диверсифицировать эти отношения и с помощью отношений с Японией, и с обоими корейскими государствами - это безусловно. Но возможности каких-то прорывов в российско-японских отношениях я пока не вижу, а без японских инвестиций, без широкомасштабных экономических отношений со "страной восходящего солнца" нам будет очень трудно. А если ситуация в наших отношениях с Японией законсервируется, или, не дай Бог, откатится назад - нас ждут очень непростые, а то и печальные перспективы в наших восточных пределах.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.