Опубликовано в Vesti.Ru от 01.09.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/09/01/50school/


Андрей Цунский,
<andy@onego.ru>
12 классов на лбу написаны

Начало нынешнего учебного года не ознаменуется революционными переменами в сфере образования. А вот в следующем году дети вполне могут услышать, что их школьные мучения, а также страдания их родителей продлятся еще на один год. Для этого достаточно принятия постановления правительства. Хотя в законе об образовании говорится, что срок обучения устанавливается уставом образовательного учреждения, школа по-прежнему остается, пожалуй, самым консервативным институтом нашего общества, и команды из Министерства образования, подкрепленной правительственным постановлением, будет вполне достаточно.

Идея перехода на двенадцатилетний срок обучения вызвала в обществе бурную дискуссию. Напомним, какие аргументы выдвигают сторонники двенадцатилетки и ее главный идеолог - министр образования РФ Владимир Филиппов: серьезнейшая перегрузка школьной программы, вследствие этого - ухудшение качества знаний учащихся, и самое главное - рост числа детей, страдающих нервными и хроническими заболеваниями, состояние стресса стало для школьника чуть ли не нормальным. Чтобы ослабить нагрузку на ученика, можно растянуть программу еще на год. Основной же упор Филиппов предлагает сделать на средние годы обучения. При этом перейти на пятидневку, уделять не менее часа в день спорту, ввести для старших классов разделение по направлениям обучения: "Старшая школа станет профильной с гуманитарным, естественнонаучным, каким-то техническим и, возможно, художественно-эстетическим профилем. Кроме того, мы разгрузим содержание программ в средней школе-десятилетке. Уберем оттуда примерно двадцать процентов сложных разделов химии, физики, биологии, которые, может, не всем нужны. Но мы их не просто выбросим, а перенесем в старшую профильную школу".

Выглядит идея очень привлекательно. Особенно пятидневка. Маленький человек по сравнению со взрослым и так поражен в правах. С утра - в школу, потом - музыка какая-нибудь или спорт, потом - уроки делать, так отдайте ему хотя бы выходной!

"Человеческий мозг, - говорил когда-то доктору Ватсону Шерлок Холмс, - это маленький чердачок. Можно просто набить его всяким хламом, кстати, дурак так и делает. И однажды настает момент, когда самую необходимую вещь туда уже никак не поместить, или, если она там уже находится - ее совершенно невозможно оттуда достать". Эйнштейна спросили, знает ли он второй закон Ньютона. Ученый скромно ответил: "Зачем? Он же есть в любом справочнике!" Неужто и впрямь мы дождались того момента, когда чиновники из Минобразования прочли бессмертные строки Конан-Дойля или дошел до них смысл слов Эйнштейна?

Есть у двенадцатилетки и еще один аспект, который особенно дорог министерству образования. Вот что говорит, к примеру, замминистра Владимир Шадриков, в газете "Первое сентября": "…переход на двенадцатилетнее образование в ближайшие годы позволит во многом разрешить и проблему педагогических кадров, которая возникает в связи с сокращением количества учащихся (как следствие снижения рождаемости) в ближайшие 10 лет приблизительно на четверть". И это не вызывает возражений - пусть учителя работают.

Теперь рассмотрим аргументы противников этого нововведения. Первое и сразу: армия. Закончив школу, вчерашний ученик не будет иметь возможности проступить в вуз, если день его рождения неудачно расположится по отношению к дате приказа об очередном призыве. И хотя министр образования и говорит, что "согласно указу президента и по всем планам к 2005 году у нас в стране уже не будет воинских призывов", у реально мыслящих людей это вызывает только саркастическую улыбку и тревогу за своих детей.

В обсуждение включились политики - по поводу двенадцатилетки депутаты Думы от партии "Яблоко" даже посылали запрос бывшему тогда премьер-министром Евгению Примакову, активно ведут дискуссию и в последнее время. Резко отрицательно выступил против продления сроков обучения в средней школе Борис Немцов, настаивая на том, что сначала необходимо поднять возрастную планку призыва хотя бы до 19 лет.

Еще противники двенадцатого класса часто говорят о том, что данная реформа затеяна чиновниками исключительно для того, чтобы увеличить финансирование отрасли. Что продлевая власть школы еще на один год, тем самым чиновники задержат выход молодых людей в жизнь, а это затруднит их приспосабливаемость к жестким современным условиям. Нередко раздаются и голоса родителей, которым станет несколько накладно кормить свое чадо лишний год.

Очень жесткой позиции придерживаются специалисты из Академии образования, социального и экономического развития, подготовившие "Проект оптимального развития России", где, в частности, пишут: "Тяжелые экономические условия требуют изменить политику государства в образовании: те системы интеллектуального и физического развития, которые ведут к сокращению сроков получения образования и развитию творческих способностей, должны всемерно поддерживаться". Или даже покруче: "Тысячи безмолвных, безропотных учителей, задавленных нуждой, безмолвных и потрясенных, были сделаны заложниками откровенного лоббирования необоснованных бюджетных затрат при одновременном признании полной несостоятельности. Опозорена педагогическая наука, наше образование, которую еще вчера эти же самые руководители называли "самой лучшей в мире". Где предел цинизму нынешних руководителей образования? Ведь речь идет о судьбах детей, два года жизни которых г-н Филиппов фактически пытается вычеркнуть. Ни "Доктрина", ни "Концепция 12-летки" не выдерживает никакой критики, если хоть в какой-то степени руководствоваться фактами и социально-экономическим анализом последствий. Между тем, сакраментальный вопрос: "Кому это выгодно?" - ставит все на свои места".

Еще одно нововведение - так называемый "Единый национальный тест". Казалось бы - дело хорошее, при помощи такого теста можно было бы бороться с коррупцией в вузах, а то и вовсе отменить приемные экзамены в высшие учебные заведения, превращающие выпускное лето в кошмар для родителей и молодых абитуриентов. Но цель у теста совсем другая. Набрал при прохождении теста от восьмидесяти до ста баллов - учись бесплатно. От 60 до 80 - плати тридцать процентов. И далее по тексту. Тест становится прекрасным способом выжимания денег на нужды Министерства образования из родителей обучающихся. Одна команда из Москвы - и прохождение теста по всей стране изо всех сил затрудняется, тем более что в традициях нашей школы снижать оценку "за оформление работы", "общую культуру ответа", "глубину понимания". Помню, на экзамене нужно было, рассказывая об электричестве, найти на столе нужный прибор и покрутить ручку, что должно было сразу засвидетельствовать "глубокое понимание". Ох, вовремя я школу закончил. Не помог бы мне физик мой, проходи я мудреный этот национальный тест.

И потом - как быть с теми, кто решил учиться после службы в армии или нескольких лет работы? Или если вы пожелали получить новое образование, потому что специальность ваша более страной не востребована? В условиях нашей страны обучение за деньги резко сократит число образованных людей. Какое тогда, к черту, учиться - есть многим нечего. Эх, Михайло Ломоносов, "денежка на хлеб, денежка на квас, денежка на книжки"…

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.