Опубликовано в Vesti.Ru от 04.10.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/10/04/55agro/


Анатолий Липкин
Сельхозарифметика

Ни жестокие заморозки ранней весной, ни осенние ливни не смогли помешать селянам закончить уборку урожая ровно к первому октября. Главный творец нынешней победы вице-премьер по АПК Алексей Гордеев еще месяц назад даже и не предполагал, что ему предстоит совершить трудовой подвиг. Путь к победе для него начался одиннадцатого сентября - когда Владимир Путин поручил правительству закончить уборку урожая к первому октября.

Подвести президента господин Гордеев не мог ни при каких условиях, поэтому ровно к намеченному сроку урожай был собран. "Могу констатировать, что мы завершили сбор зерна", - сообщил во вторник вице-премьер (1 октября пришлось на воскресенье, а в понедельник господин Гордеев был у Михаила Касьянова - тут уж не до пресс-конференций). Впрочем, по словам экспертов, даже если бы Гордееву поручили завершить уборочную в начале мая, он бы все равно оправдал доверие. "С такой системой контроля и отчетности, как у нас, сроками окончания уборочной можно манипулировать как угодно", - пояснил один из экспертов-аграриев. По его словам, из-за особенностей сельской арифметики в последние годы никто в России не может достаточно точно подсчитать объем урожая. "В прошлом году, по официальным данным, мы собрали около 57 млн тонн зерна, при ежегодной потребности в 70 млн тонн. В то же время Россия практически ничего не покупала, а дефицита зерна не наблюдалось", - пояснил он.

Однако подобные мелочи явно не смущают господина Гордеева. "Наш прогноз оправдался, и в текущем году урожай составит 65 млн тонн зерна", - гордо сообщил вице-премьер. Каким образом, только-только закончив уборочную, вице-премьер уже может говорить о точном объеме собранного зерна, известно только ему одному. Тем более что еще вчера сотрудники Минсельхозпрода, (господин Гордеев по совместительству еще и министр сельского хозяйства и продовольствия) сообщили, что из-за дефицита сельхозтехники в 2000 году Россия может потерять на уборке урожая до 12 млн тонн (около 33 млрд рублей). Причем назвать точную цифру потерь никто не смог, сославшись на отсутствие данных. По словам чиновников, из-за "износа техники нагрузка на один работающий комбайн за последние 10 лет увеличилась более чем на 70 га" (сейчас она составляет 224,4 га при норме 131 га - А.Л.). "Это приводит к значительному затягиванию сроков уборки, зерно перестаивает на корню и осыпается", - жаловались подчиненные вице-премьера. Получается, что еще вчера никто в министерстве не знал не только о точной цифре, но и о том, закончилась уборочная или нет.

Осведомленность господина Гордеева удивляет еще и потому, что в последнее время он занимался совершенно другими проблемами, далекими от урожайных. Еще два месяца назад большинство экспертов ломали голову над загадкой создания "Россельхозбанка". "Денег в нем нет, конкуренцию он никому составить не может, зачем он нужен?" - сокрушались профессионалы. Сейчас же одна из целей появления сельского банка становится очевидной. Скорее всего, он займется реструктуризацией долгов АПК перед бюджетом, которые "зависли" в СБС-АГРО, "Росхлебопродукте" и Федеральной продовольственной корпорации (обе компании участвовали в распределении гуманитарной помощи). Суммы задолженности исчисляются сотнями миллионов рублей. Система взаиморасчетов предполагается крайне сложная, однако, как уверяют осведомленные источники, "никто в накладе не останется". В итоге банк сможет значительно пополнить капитал, а "Росхлебопродукт" и Федеральная продовольственная корпорация очистятся от долгов.

Пока господин Гордеев занимался банковскими делами, российские экспортеры зерна пытались договориться с американцами о снятии запрета на вывоз зерна из России. Скорее всего, запрет, действовавший в течение девяти месяцев, в ближайшее время будет наконец-то снят. В начале зимы Алексей Гордеев, тогда еще просто министр сельского хозяйства, и его начальник вице-премьер Владимир Щербак убедили исполнявшего тогда обязанности премьер-министра Михаила Касьянова обратиться к правительству США с просьбой о предоставлении продовольственной помощи. Американцы, испытывавшие трудности с реализацией излишков зерна, просьбу россиян с удовольствием выполнили, и в феврале 2000 года было подписано соглашение о поставках в Россию. А одним из условий документа стал запрет на реэкспорт. Бесплатное американское зерно и запрет на продажу излишков уронили цены на внутреннем рынке. В итоге из-за крайне неудачных действий российских чиновников от села большинство хозяйств понесли колоссальные убытки. Причем до сих пор ни Гордеев, ни Щербак не могут объяснить, зачем вообще понадобилась "гуманитарка".

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.