Опубликовано в Vesti.Ru от 03.10.2000
Оригинал: http://vesti.ru/culture/2000/10/03/tesseract/


Сергей Кузнецов ,
<kuznet@russ.ru >
Модель гиперкуба в действии

Оставив "Вести.ру" без присмотра, я уехал в отпуск. С собой я взял английский роман Tesseract, написанный Алексом Гарлендом, автором знакомого по экранизации "Пляжа". Вернувшись в Москву, я только начал размышлять, куда бы написать рецензию - роман двухлетней давности и вроде непереведенный, - как узнал, что он благополучно вышел - на пару с "Пляжем" - в издательстве "Торнтон и Сагден". И потому - вот вам рецензия. И потому - в ней не будет ни единого слова о качестве перевода.

Тессеракт, как поясняет Гарленд ближе к концу книги, это трехмерная проекция гиперкуба. Имеет форму креста, как и показано на картинке. Почему тессеракт? - спрашивал я себя до самого финала. Неужто Гарленду удастся создать некое структурное подобие столь сложной фигуры? Разумеется, ни фига. Тессеракт для автора - просто символ структуры, ни одна часть которой не может представить себе целое. Что с него взять - он не учился во второй физ-мат школе и подобные мысли и уподобления ему еще в новинку. Не будем его судить строго, а лучше отдадим должное тому, что он сделал.

А сделал он вот что. Три части, почти не связанные друг с другом: англичанин и манильский Крестный Отец; филиппинская девушка, ставшая врачом в Маниле (хорошая карьера по местным меркам); двое беспризорных уличных мальчишек. Место действия - Манила, Филиппины. Время - вечер одного дня. Первая часть напоминает Элмора Леонарда. Вторая - Сидни Шелдона. Третья - кого-то, кого я не читал. В финале все сойдутся в одном месте в своеобразной мексиканской дуэли. Умереть может любой из них. Могут - все вместе.

Структура напоминает американский независимый фильм, снятый после "Криминального чтива". От этой гипотетической картины роман Гарленда отличает одно: в нем очень много загадок. На часть из них читатель знает ответ, а герои - нет (так, в третьей части уличные мальчишки обсуждают, кто мог убить кошку, сбитою в первой части машиной местного гангстера и застреленную по его приказу шофером), на другие разгадку узнаешь в свой черед, на некоторые разгадки так и нет. Или - может быть - есть, но я ее просмотрел.

Именно последняя мысль заставляет возвращаться к роману снова и снова: неужели Гарленд посмел написать детектив без разгадки? Показать, что и читатель ничуть не лучше героя - гиперкуб, мол, глазом не охватишь? Оставить всех в дураках?

Похоже, что так.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.