Опубликовано в Vesti.Ru от 08.02.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/02/08/31balkans/


Андрей Цунский,
<andy@onego.ru>
Адское балканское варево

С тех пор, как исчезла с карты мира единая Югославия, каждая страна бывшей федерации выбирается из послевоенного шока своей колеей. Недавно покинул сей мир Франьо Туджман - один из самых одиозных европейских лидеров. Хорватия избрала более демократичных и открытых руководителей. Остается на своем месте лидер нынешней, усеченной Югославии Милошевич. Там пока мало надежд на перемены, и террор крепчает.

Что ждет народы бывшей Югославии? Комментарии наших экспертов.

Владимир Лукин, депутат Государственной Думы от фракции "Яблоко":

У Хорватии, несомненно, больше перспектив. Предыдущий режим Туджмана был, кстати, не лучше, чем режим Милошевича в союзной Югославии. Туджман был человек, мягко говоря, авторитарный и воинствующий и, так же как Милошевич, виновный в этнических чистках, а кроме всего прочего, заслужил прочную репутацию антисемита. Это был для Хорватии не лучший вариант, но сейчас там приходят к власти более-менее демократические силы. Они используют хорошие курорты и морскую линию, наладят туризм, и экономические перспективы Хорватии предпочтительнее.

Что касается Югославии, то там просто исчезла даже та видимость какого-то политического процесса. Все теперь решается методом убийств. Недавно убили известного полевого командира. Вот сегодня убит министр обороны, один из ближайших соратников и друзей Милошевича. Из авторитарной ситуации власть качнулась в сторону откровенно криминальную. И даже особые исторические отношения с Югославией нам не дают повода приукрашивать сложившуюся там ситуацию.

Долго ли продержится Милошевич? Сказать трудно. Но борьба там, судя по всему, началась крутая, в средневековых формах, и многое будет зависеть от того, чья возьмет. Политической перспективы режим Милошевича не имеет, но он достаточно силен, чтобы какое-то время еще подержаться за власть.

Виталий Третьяков, главный редактор "Независимой газеты":

Милошевич будет у власти ровно столько, сколько народ Югославии согласен его терпеть. Всякий авторитаризм держится исключительно на желании людей, способных терпеть своего правителя и дальше, и чаще всего это происходит, когда люди боятся внешнего врага. Народ Югославии, находящийся, говоря мягко, "под впечатлением" от операции НАТО в Косово, готов Милошевича терпеть. В каком-то смысле Милошевич, таким образом, держится на натовских ракетах и штыках. Никаких стратегических целей ни США, ни НАТО в целом в результате этой операции не достигли, вряд ли достигли и сколь-нибудь серьезных целей тактических, хотя и заверили весь свет в их достижении.

Всем, однако, ясно, что стратегически это провальная ситуация, и особенно для Европы. Слишком уж издалека США на европейские дела смотрят, но тут нужно разбирать более тонкие моменты - влияние ситуации на Балканах на общеевропейскую, и наоборот - общеевропейской на Балканскую. Это вызывает большую тревогу, особенно в контексте последних событий в Австрии. Все больше и больше стран, теперь уже даже входящих в классическое европейское сообщество, не вписываются в принятые там рамки и правила. Страны плохие? Ну ладно, Югославия "плохая", но Австрия-то в "плохих" не числилась! Видимо, европейская модель слишком прямолинейна и примитивна, не учитывает интересов одних народов, чересчур учитывая интересы других.

Сергей Казеннов, зав. секцией геополитики ИМЭМО РАН:

Очевидно, поскольку Запад настороженно относился к режиму Туджмана, теперь, когда он сменился, отношения с Западом у Хорватии пойдут полегче. Соответственно, там побыстрее стабилизируется экономика, и жизнь организуется быстрее.

Что касается cоюзной Югославии, там власть не меняется, и я думаю, совершенно закономерно: объективно я не вижу фигуры, способной заменить Милошевича. И поэтому, с точки зрения безопасности, безопасности Югославии, на Балканах и вообще в Европе - пусть в Белграде останется какой ни есть, но предсказуемый, известный нам и поддерживаемый народом Милошевич. Это и в интересах Европы, и в интересах США, это в общих интересах.

Если небольшая - совсем небольшая! - волна иммигрантов так отразилась на выборах в Австрии, то сами понимаете, это лишь симптом болезни, а не сама болезнь. Чем в Европе раньше это поймут, тем лучше. Где были все протестующие нынче против Йорга Хайдера и его партии, когда в прошлом году атаковали Югославию? За эту ошибку Европа будет еще долго расплачиваться.

Владимир Акимов, консультант фракции КПРФ:

Судьба обоих государств зависит от инвестиций. Или же они будут жить за счет проедания остатков своих запасов. Санкции, принятые против Югославии, остановили в стране развитие легальной экономики, что дало толчок развитию теневой экономики. Если не будет торговли, не будет экономического сотрудничества - в обоих государствах все поглотит криминальный рынок. Трудно сказать, где будет более стабильно. Стабильность власти Милошевича объясняется доверием большинства населения, причем такого большинства, которое определяет все. Есть базовые ценности, которые пока никуда не сдвинулись. Если с точки зрения этих традиционных ценностей смотреть, то в глазах простого гражданина Югославии это люди, которые выступают за бомбардировку собственной родины. А тонкая прослойка прозападной интеллигенции и студенчества решающей не является - речь идет о чувстве самосохранения народа, для которого на данном этапе вопрос сохранения независимости и суверенитета встал рядом с вопросом о выживании.

Георгий Гачев, культуролог:

Вспомним, как все произошло. Всему были причиной эгоистические, корыстные мотивы. Сначала Германия признала Словению, и та откололась. В Словении был повыше уровень жизни, она была республикой-донором. Германия давно ее к этому шагу подстрекала. Так же в свое время хотела отколоться от Италии Ломбардия, но у Италии была гораздо большая сила для удержания своей территориальной целостности от распада.

После Словении стали подстрекать Хорватию: побережье, природа, доходы от туризма - зачем делиться с остальными? Воспламенить лидеров оказалось достаточно. Корыстные националистические страсти тоже были воспламенены не без вины Запада. Ряд западных политиков, в свое время не только попустительствовавший параду амбиций, но и провоцировавший дальнейшее кровавое развитие событий, несет ответственность за югославскую трагедию наряду с югославскими политиками. Европа получает все новых и новых беженцев, массу люмпенов из бывших югославских республик. Сейчас оказывается очевидным даже для Запада, что косовские албанцы - не такие уж обиженные и невинные овечки. А Косово все дальше отходит от Югославии. Все это - антицивилизационный процесс. По сравнению с нынешней ситуацией, титовская СФРЮ была куда более цивилизованной и культурной страной. Когда все это загорелось, о какой-то культуре говорить уже не приходится. Что ж будет дальше?

Амбиции лидеров. Милошевич, Караджич, Туджман… Мелкие лидеры мелких стран. Чем мельче государство, возникшее в результате раскола некоего единого целого, тем меньше там права личности на развитие, тем хуже соблюдаются права человека, тем более низменные чувства владеют умами людей… Деревенская структура общества, провинциальная психология власти, унификация жизни и личности. Права человека и сепаратизм, бегство в национальные углы контрадиктны культуре и правам человека.

Милошевич остается у власти, потому что Югославия выстояла в преступной войне, развязанной против нее Западом. Запад сам вручил Милошевичу власть, и кажется, еще надолго. Там есть Драшкович - тоже амбициозный лидер, но он не представляет конкуренции Милошевичу. Должно пройти время. Идет внутреннее развитие и политической жизни, и жизни народа. Пойдет какая-то демократизация, когда наладится жизнь. Но ничего не случится быстро.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.