Опубликовано в Vesti.Ru от 11.02.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/02/11/45nalog/


Вера Мамонтова ,
<mamontova@vesti.ru>
Налоговый кодекс - не панацея

В плане законотворческих работ новой Думы на весеннюю сессию Налоговый кодекс занимает одно из самых почетных и первоочередных мест. О необходимости принятия Кодекса едва ли не в каждом своем выступлении твердит и.о. президента Владимир Путин. А вновь назначенный первый замминистра финансов Сергей Шаталов, которому поручено непосредственно и спешно заняться налоговой реформой, заявляет, что Кодекс должен быть принят никак не позднее начала лета - до парламентских каникул. В Минфине, по его словам, денно и нощно кипит работа, просчитывается 5-6 различных сценариев развития налоговой реформы, и уже в конце марта думцам представят новую, сильно исправленную версию второй части Налогового кодекса.

От всех этих призывов, планов и заявлений создается полное ощущение дежа вю. Ровно пять лет назад тот же Сергей Шаталов, тогда только что назначенный замминистра финансов, уверял, что Налоговый кодекс непременно должен быть принят до конца 1995 года. В планах первой Думы этот документ тоже значился в числе самых приоритетных. Шли годы, менялись министры, их заместители и премьеры. Минфин и налоговое ведомство бились за эксклюзивный подряд на налоговую реформу, поочередно перехватывая друг у друга инициативу. Президент Борис Ельцин в каждом ежегодном послании Федеральному собранию напоминал парламентариям про необходимость срочно принять Налоговый кодекс.

И не только видные налогоплательщики страны, чьи взносы в основном и пополняют государственную казну, но и простые россияне, из чьих скудных заработков в бухгалтерии вычитают подоходный налог по самой низкой ставке, уверовали, что Кодекс - панацея, которая должна спасти экономику страны. Появится Кодекс - и плохая, по общему мнению, налоговая система вмиг станет прекрасной, предприятия заработают на полную мощь, инвестиции хлынут потоком, а казна будет ломиться от денег. Налоговая реформа за эти годы перестала быть узко специальной экономической темой, и каждая уважающая себя партия в своей предвыборной программе предлагала свой рецепт того, как нужно лечить отечественную налоговую систему.

Сделать за прошедшие пять лет (и даже больше, потому что впервые о Налоговом кодексе заговорили еще в 1992 году в Верховном совете) удалось немного: была принята первая, общая часть Налогового кодекса, где прописываются общие основы российской налоговой системы; вторая часть, посвященная описанию отдельных налогов была принята только в первом чтении. Однако оба этих документа, принимавшиеся в муках и страданиях, оказались не слишком хороши. И, по словам г-на Шаталова, вместе с сильно исправленной второй частью теперь депутатам будет предложено множество поправок и в первую часть Кодекса.

Принятый частично всего два года назад Кодекс (а кодекс - особый вид закона, своего рода конституция в той или иной сфере, и потому должен исправляться крайне редко и в минимальной степени) уже нуждается в коррекции - недаром скептики предупреждали, что пока правила игры в экономике не устоялись, принимать такой документ преждевременно.

Впрочем, если Кодекс и будет принят до лета, то есть вступит в действие с 1 января 2001 года - по признанию Сергея Шаталова, это вовсе не означает, что уже с 1 января начнется совсем новая жизнь. Трансформация налоговой системы, по словам замминистра, будет продолжаться еще лет пять. К примеру, именно столько времени потребуется для отмены всех налоговых льгот, ежегодные потери от которых только федерального бюджета составляют 12-15 млрд долларов.

Граждан особо приятные новшества тоже пока не ожидают. Радикальных изменений в уплате, например, подоходного налога не произойдет. Хотя г-н Шаталов и заявил, что оптимально было бы оставить всего 2 ставки подоходного налога, причем верхняя не должна превышать 20% (по ставке 35%, по его словам, платит налоги всего 1% населения), в ближайшие годы это вряд ли удастся сделать.

Зато, скорее всего, на сей раз правительству удастся быстро провести свой нынешний вариант Налогового кодекса через Госдуму. Имея надежную опору в нижней палате в лице "Единства" и "Народного депутата", исполнительная власть сумеет набрать нужные для принятия закона 226 голосов.

С принятием Кодекса тема налоговой реформы на время перестанет быть остро модной. Но не исключено, что очень скоро уже новая налоговая система станет актуальным и любимым предметом для критики. И будет подвергаться нападкам так же, как ныне действующая налоговая система.

Самый эксцентричный российский политик Владимир Жириновский, чья фракция ЛДПР наверняка проголосует за правительственный Налоговый кодекс, уже сделал первую заявку на критику еще не принятого законопроекта. "Совершенствовать налоговую систему - то же самое, что совершенствовать радио, придуманное сто лет назад. Как от радио перешли к Интернету, так надо переходить к чему-то принципиально иному в налогах", - заявил он. А поскольку идеальной налоговой системы пока не придумано нигде в мире, реформировать ее можно бесконечно. Особенно в России, где реформы, похоже, будут длиться вечно.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.