Опубликовано в Vesti.Ru от 09.04.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/04/09/batchan/


Катя Пархоменко,
<katya@lenta.ru>
Умер Алик Батчан

Умер наш товарищ журналист Алик Батчан. Известие пришло в воскресенье утром из Праги. Он работал там на радио "Свобода". А еще в четверг Алик был в Москве, и мы строили планы повидаться на праздники в Чехии или в Вене.

Батчана знала вся Москва. И он всех знал. Нешумный в общем-то человек обладал недюжинной репортерской энергией и настоящим журналистским темпераментом. Помню, как он позвонил мне домой из редакции "Голоса Америки", где он тогда работал, чтобы сообщить, что Лебедь выигрывает губернаторские выборы в Красноярске. Была глубокая ночь, и ему неважно было, кому из друзей позвонить, - просто было насущно необходимо поделиться новостью.

Карьера Алика начиналась в 70-е годы в Нью-Йорке в легендарном "Новом американце", где он, тогда 20-летний юноша, писал кинорецензии. Согласитесь, не каждому так везет - работать с Довлатовым. Потом ему много лет привелось работать в русской редакции "Голоса Америки", и тоже повезло. Московское бюро знаменитой радиостанции открывал Алик Батчан в 1991 году. Его московская командировка началась в горячем августе 1991 года - чем не журналистская удача?

И все-таки про него нельзя сказать, что он просто везунчик. Он работал очень много, объездил всю страну, делал ежедневные репортажи для "Голоса" на практически любые темы - то есть обо всем, что в этой стране происходило. Конечно, сердце его принадлежало жанру, выбранному им еще в юности. Писать про кино было для него, пожалуй, самым привлекательным занятием. Но в России, где он работал, самое главное за последние десять лет происходило отнюдь не в кино, а в жизни.

Журналистам обычно вполне хватает профессии, чтобы выразить свой общественный темперамент, но не Батчану. Один из основателей известного в профессиональных кругах неформального Клуба любителей съездов, а затем и Московской хартии журналистов, член жюри многочисленных конкурсов для провинциальных изданий и журналистов, Алик успевал устраивать и просто замечательные праздники для друзей. Его дни рождения, неоднократные проводы на родину (за годы, что он работал в Москве, Алик "навсегда" уезжал раза четыре, если я не ошибаюсь) собирали всю Москву - от простых репортеров до знаменитостей из театрального и литературного мира.

К сожалению, у нас человек нередко только после смерти обзаводится кругом близких друзей. Про Алика, наверное, тысячи людей могли с полным на то основанием сказать: "Он - мой друг." И не соврали бы ни на йоту. Самой часто повторяемой его фразой было: "Мы же друзья!" Я помню его трогательнейшие дружеские жесты: от посылки американского средства от насморка ("Это отличное лекарство, я сам пробовал!") до того момента, когда ради того, чтоб поддержать в трудную минуту, он предложил мне у него поработать. Не знаю, понимал ли он, как важна была его поддержка. Во всяком случае, он всегда помогал легко и не ждал благодарности.

Последние полгода он жил и работал в Праге, на радио "Свобода". Мы виделись, конечно, гораздо реже, но ощущение, что он где-то рядом, что его очередной отъезд "навсегда" - лишь недолгая разлука, - всегда оставалось. Как поверить в то, что на этот раз он покинул нас навсегда?

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.