Опубликовано в Vesti.Ru от 06.10.2000
Оригинал: http://vesti.ru/pressa/2000/10/06/kostunica/


Венсан Юге, L'Express. Подготовила Екатерина Абрамова ,
<abramarin@mtu-net.ru >
Кот в мешке

Может ли тот, кто любит кошек, на самом деле быть злым? Человек, повергший на президентских выборах 24 сентября Слободана Милошевича, Войслав Коштуница питает необычайную нежность к своим домашним любимицам - двум кошкам. Пресса, контролируемая коммунистическим режимом, превращает его во владельца аж 17-ти хвостатых созданий. Таким образом она намекает на то, что он душевно близок с этими хитрыми и коварными тварями. В царстве балканских "настоящих мужчин" все средства хороши, лишь бы "замазать" победителя - юриста, любящего порядок и умеющего себя вести, состоящего в браке, но не имеющего детей. Служащие старой власти солдаты пера открыто намекают также и на то, что у сербского адвоката нет харизмы прирожденного лидера: маловыразительный, сдержанный, нелепый... А что, если эти недостатки станут достоинствами в глазах народа, уставшего от горлопанов и вояк?

56-летний Коштуница меняется на глазах. За неделю, прошедшую со дня выборов, его голос стал более выразительным, речи - более энергичными. Все слышали, с каким неожиданным красноречием он отверг саму идею второго тура выборов. "Никаких компромиссов! Торговаться значило бы согласиться с тем, что воля одного человека может превалировать над волей целого народа". Пусть так. Но имеет ли аутсайдер право выбора оружия? Демократическая оппозиция Сербии (конгломерат из 18-ти разнородных партий, сделавших ставку на Коштуницу), решив восстановить истинные результаты выборов, как известно, объявила кампанию гражданского неповиновения. Речь идет о том, чтобы, парализовав всю страну, заставить Милошевича признать поражение. Мятеж радикальный и вроде бы мирный, но с совершенно непредсказуемым результатом.

Коштуница, отказавшись подчиниться, демонстрирует неожиданную верность закону. Он настолько уверен в своей победе, что требует повторного пересчета голосов. В отличие от Милошевича, чьи корни уходят в Черногорию, Коштуница - самый что ни на есть серб. Его родословная теряется в сербской глубинке, бывшей в свое время оплотом сопротивления Оттоманской империи. К чести белградского юриста, он не тревожит тень своего знаменитого предка - воеводы Коштуницы, почитаемого в народе. В его пользу говорит и образ жизни. У него нет ни роскошной виллы, ни шикарной машины последней модели. Он со своей супругой Зорикой живет в обычной квартире в центре Белграда. Машина? Белый "юго" девятилетней давности. Где проводит отпуск? В своей стране, в домике в горах. Убежденный антикоммунист? Коштуница никогда не заключал никаких договоров со старым режимом и не шел ни на какие уступки Милошевичу. В 1989 году, когда "король Слободан" пытался кормить с руки тех, кто был лишен своего места в университете, Коштуница оказался единственным, кто отклонил лестное предложение и ушел в политику - стал депутатом и создал Демократическую партию Сербии.

В нем нет ничего от хвастуна и фанфарона. Оппонент Милошевича умеет быть стойким. В Митровице (сербская часть Косово) он не испугался целого града тухлых яиц и помидоров. Разумеется, освистанный оратор, получивший в лицо камнем, в конце концов отступил, но - не прибегая к помощи солдат KFOR. Коштуница - убежденный националист. "Я не могу и не хочу отказаться от своих убеждений", - повторяет он. В 1974 году убеждения стоили ему места ассистента на юридическом факультете Белградского университета: он осмелился защищать старого преподавателя, уволенного за критику Конституции, которая давала автономию Косово и Воеводине. Так Коштуница стал профессиональным диссидентом.

Упрекает ли он Милошевича за его великосербские химеры и сопутствующую им ужасную резню? Вовсе нет. Коштуница ставит ему в вину то, что тот капитулировал, и бичует за то, что тот бросил на произвол судьбы сербов в Хорватии, Боснии и Герцоговине и в Косово. Долго колебавшаяся Православная Церковь, в конце концов, благословила его. Увы, Коштуница принял и более "компрометирующие" почести - начиная с поздравлений от начальника полиции и военного преступника Вожислова Сеселя. Равным образом, новый президент получил своеобразный "патент на патриотизм" из рук писателя Добрича Кошича - певца "Великой Сербии". "Зловещее предзнаменование, - иронизирует романист Видослав Штеванович. - В тот день Кошич прославлял двух лидеров - Слободана Милошевича и Радована Караджича". И тот, и другой признаны европейским судом в Гааге преступниками. А Коштуница признает это учреждение "чудовищным", "более политическим, чем юридическим", "подчиненным колониальным интересам американцев" и не считает нужным передавать Милошевича в руки судей. Каковы же стремления нового сербского лидера? Покончить с изоляцией Югославии, вновь завязать отношения с Западом. Однако не в качестве вассала - Коштуница в свое время гневно клеймил "преступные бомбардировки" Атлантического альянса.

Только непримиримый патриот мог бросить вызов Милошевичу и не навлечь на себя обвинения в предательстве. Разумеется, официальная пропаганда по-прежнему относит его к разряду "продажных шкур", "лакеев НАТО". Но это уже больше не работает. Ибо "подозреваемый" всегда отвергал любую денежную помощь от США и остерегался просить "миропомазания" за океаном. Кто знает, может, это поможет ему получить поддержку у армии, чье мужество он постоянно нахваливает, не переставая призывать военных и полицейских "защищать народ, а не семью". Милошевич оставляет своему преемнику минное поле, ибо его наследник должен будет наводить порядок в преданных тирану парламенте и канцелярии президента. Ему также предстоит вести переговоры с непокорной Черногорией.

В Белграде (как и во всем мире) считается, что у кошки девять жизней. Коштуница - университетский преподаватель, диссидент, президент - начал лишь третью...

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.