Опубликовано в Vesti.Ru от 02.10.2000
Оригинал: http://vesti.ru/psy/2000/10/02/channels/


Екатерина Кадиева ,
<kadieva@mail.ru >
Четыре канала

- Зачем тебе такие большие уши? - спросила Красная Шапочка.

- Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое, - ответил Волк.

- А зачем тебе такие большие глаза?

- Чтобы лучше видеть тебя.

Дальше, естественно, шли зубы. Но я бы, на месте Красной Шапочки, насторожилась уже в этом месте. И сейчас расскажу, почему.

Задумывались ли вы, читатель, каким образом мы получаем информацию о мире и как ее обрабатываем?

Так уж устроен человек, что у него всего четыре канала информации, или модальности: визуальный, аудио, кинестетический и цифровой. При этом в подавляющем большинстве случаев только один из них является ведущим, то есть определяющим излюбленный способ человека общаться с миром.

Про людей с ведущим визуальным каналом придумана поговорка: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Действительно, при обработке информации они сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые и запоминают. Считается, что зрительная память у таких людей развита лучше, чем у всех остальных, что неудивительно - ведь именно ею они пользуются чаще всего.

Определить при общении, что вы имеете дело с визуалом, очень легко. Такой человек даже в речи часто использует именно зрительные метафоры, например, он говорит: "Я хорошо ВИЖУ эту проблему"; "Я СМОТРЮ на этот вопрос шире", - и так далее. В комнате визуал постарается занять такое место, из которого всех и все будет хорошо видно, особенно - дверь. Также они любят садиться у окна, особенно если из него открывается красивый вид. Для них очень важен внешний вид - свой и чужой; вид пищи значит иногда больше, чем ее вкус, и так далее. При общении эти люди очень четко держат дистанцию, потому что собеседника должно быть хорошо видно.

Люди, предпочитающие слуховой канал, все делают через речь: слушают, говорят, размышляют. Этот тип крайне редко совмещается со зрительным. Такие люди чаще других говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с изрядным удовольствием. В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, "чтобы лучше слышать его", но при этом не любят смотреть в лицо и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны. Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор: "Перестань СКРИПЕТЬ"; "Я УСЛЫШАЛ твою проблему". К внешнему виду, обстановке в доме, виду и вкусу еды они достаточно равнодушны, но зато красивый голос может тронуть их до самого сердца.

Кинестатики - это люди, все жизненные события переводящие на язык телесных ощущений, вкуса и обоняния. Думают они совсем загадочным для меня способом - с помощью интуиции, и получают таким образом результаты не хуже, чем у всех других. Так как для них крайне важны прикосновения, то дистанция при общении у них минимальная - им все хочется потрогать, в том числе - и собеседника. Любые прикосновения несут для них переизбыток информации, и поэтому в быту такие люди крайне внимательны и чувствительны к комфорту, вкусной еде и приятным запахам. В речи они так же, как и остальные типы, проявляют себя очень ярко: "У меня аж МУРАШКИ ПО КОЖЕ от нового кресла"; "Я ОЩУЩАЮ твою проблему".

Люди с ведущим дигитальным, или цифровым каналом, наоборот, доверяют только фактам и логике, а непонятные и нелогичные чувства их чудовищно пугают. Они абсолютно не поэтичны, зато точны и надежны. Дистанцию при общении они держат максимальную, а чтобы войти к ним в доверие, необходимо опираться на твердые факты и проверенные цифры. В вопросах еды и быта их главным образом интересует: "Из чего? Почем? Сколько калорий?"

К сожалению, жизнь наша устроена так, что заниматься гармоничным развитием всех воспринимающих каналов нам особо некогда, и у каждого отдельного человека в силу каких-то причин ведущим становится только один канал из четырех, реже - два, три - уже просто почти никогда, а четыре, видимо, бывает только у йогов. Во всяком случае мне такого встречать еще никогда не приходилось. Еще, говорят, различные модальности хорошо развиты у профессиональных разведчиков и серийных убийц, так что на месте Красной Шапочки я бы заинтересовалась профессией и наклонностями Волка несколько раньше, чем дело дошло до исследования полости рта.

У обычных же людей предпочтение какой-то одной модальности формируется достаточно рано и сохраняется чаще всего на всю жизнь. На выбор канала могут влиять самые разные вещи - от воспитания и культурных особенностей до генетической предрасположенности и физических особенностей. Впрочем, это и не главное. Гораздо важнее понимать, какие последствия влекут за собой эти особенности.

Во-первых, выборочный способ анализа и хранения информации накладывает известные ограничения на восприятие действительности. Мир, как мы знаем, многолик, и переводя его только в одну плоскость, мы теряем какие-то краски, а со временем рискуем потерять и четкость образа вообще. Например, если воспоминания о летнем отдыхе перевести в картинку, то часть информации при этом пропадет безвозвратно.

Во-вторых, возникают неизбежные коммуникативные проблемы. Представьте себе, например, общение дигитала и кинестатика. Это может стать полным кошмаром, если ни один из них не способен встать на позицию другого, хотя изначально никто ни к кому не испытывал плохих чувств. Кстати, на бизнес-тренингах людей специально учат, как организовать работу коллектива так, чтобы разные модальности шли на пользу общему делу, а не во вред коллективу.

Да и в семейной жизни это важно. Если муж - аудиал, а жена - визуал, то это может стать причиной беспрерывных конфликтов и непонимания, а может - источником новых радостей и впечатлений для обоих.

Но в любом случае - помните: воспринимая все только через одну модальность, вы обедняете свою жизнь. Становиться йогом не у всех есть время и желание, но возможность чуть улучшить свои каналы восприятия есть всегда. Для этого нужно просто иногда делать что-то не совсем обычное для себя: слушать, смотреть, нюхать или считать. Попробуйте, может быть, вам понравится.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.