Опубликовано в Vesti.Ru от 02.02.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/02/02/41experts/


Андрей Цунский,
<andy@onego.ru>
Как бороться с "фашистами в законе"?

Австрии не везет. И Гитлера подарила миру, и Вальдхайм, уважаемый человек, долгие годы работавший генсеком ООН, оказался бывшим эсэсовцем, а вот теперь скандал с угрозами отозвать израильского посла и показать общеевропейскую кузькину мать стране, которая, кроме музыки и кофе по-венски, почти ни с чем и не ассоциируется в сознании обычного человека…

У нас масштабы побольше, но что касается экстремистов - то с этим у нас все в порядке: имеются, пробуют избираться в парламент. И хотя пока электоральный рейтинг у них невысок, уж кто-кто, а мы-то знаем, как быстро все меняется в нашей стране, как мгновенно воплощаются тут в жизнь слова "Кто был ничем, тот станет всем". И что же делать, если вдруг народ опять "пошутит", и в парламенте будет сидеть не забавный Жириновский, а Баркашов?

Можно ли пренебречь нормами, принятыми в демократическом обществе, нарушить закон, если к власти законным путем идет фашист, а законные способы его остановить исчерпаны? Могут ли другие страны оказывать давление на страну, в которой волеизъявлением ее граждан формируется фашистское или иное экстремистское правительство? С нами рассуждают наши эксперты.

Лев Пономарев, исполнительный директор общероссийского движения "За права человека":

На самом деле, вопрос немножко провокационный. Я не изучал Конституцию Австрии, но там существует конституционный метод - это роспуск парламента. Другое дело, что для этого нужна политическая воля. Если президент проявит решительность, или демократы окажут законным путем давление на президента. Я бы, если бы был австрийцем, вряд ли был бы одним из тех людей, которые бы организовывали такое давление, - мне не все ясно с этой партией. Но для того, чтобы не пропустить к власти крайне правые и реакционные силы, нужно использовать все законные методы борьбы в рамках демократических традиций.

Давление со стороны других стран я считаю допустимым. Все, что касается прав человека, не имеет границ и является законным предметом озабоченности мирового сообщества.

Виктор Кувалдин, директор центра политологических программ "Горбачев-фонда", профессор МГИМО:

Это сложный вопрос. Хайдер пришел в парламент, и его партия получила большое количество мест на базе народного голосования, без нарушения австрийских законов и Конституции, в его активе - около пятой части избирателей.

Могут ли внешние силы оказывать давление на эту страну - вопрос для дискуссии. Хотя, безусловно, есть тревожащий исторический прецедент - приход к власти НСДАП и Гитлера в Германии. Но в Австрии приняты меры, позволяющие защитить общество от диктатуры, любая пропаганда фашистской идеологии запрещена там законодательно.

Абстрагируясь от конкретного примера Австрии, скажу - если речь идет о судьбе государства, о свободе граждан, о судьбе демократических институтов - общество вправе защищаться. Однако эту ситуацию нельзя делать штатной, нельзя допускать, чтобы она стала неким шаблоном для действия руководителей других стран. А лучше всего защитит общество все же демократическая процедура, закон. Но для этого нужно выводить реакционные и ультраправые силы за правовые рамки, нужно предусмотреть законодательно запрет их деятельности, не допускать законодательных лазеек для их перерегистрации и возникновения в ином обличье и под другим названием.

Александр Филиппов, председатель движения "Демократическое Молодежное Единство":

Вопрос очень сложный. Мы занимаемся реабилитацией тех лиц, которые прошли через экстремистские организации… Большинство из нас состояло в этих организациях, мы из них вышли. Фашистские и радикальные движения калечат души людей, и допустить их к власти нельзя ни при каких обстоятельствах. Люди, которые туда попадают, - это не наши враги, а заблудившиеся граждане. А вот деятельность Баркашовых, Макашовых, Лимоновых и Анпиловых - подлость, они просто пудрят ребятам мозги и зарабатывают на их искалеченных жизнях деньги и политический капитал. Я считаю, что эти доморощенные фюреры должны быть вне закона. Не рядовые члены их партий и движений, а именно эти люди. И если будет существовать угроза их прихода к власти - их надо остановить, даже если это будет подразумевать некий выход за границу правового поля. Ущерб все равно будет меньше, чем от их правления. Мы в нашей организации знаем, о чем говорим, убедились и на собственном опыте, и на опыте ребят, которые сейчас проходят у нас реабилитацию.

Эдуард Лимонов, лидер Национал-большевистской партии:

Кто такой Хайдер, я не следил и толком о нем ничего не знаю. Говорят, что он допускал антисемитские высказывания. Но мы живем в мире глобализма, где лакмусовой бумажкой благонадежности служит отношение к евреям. Во Франции и Италии введены законы, карающие за посягательства даже на цифры жертв Холокоста. Не должно быть антисемитизма - я это всегда говорил, но не должно быть и противоположного отката, "летоисчисления" и измерения наших ценностей по этой шкале. Нас лишают свободы мысли и совести, свободы смотреть на мир непредвзято.

Что касается законности, правовых рамок… Косово покарали за инакомыслие, и никто о законности не беспокоился. Алжир сам себя сурово покарал и выбрал демократическим путем исламских фундаменталистов, так их все равно потом скинули свои же алжирские военные. Жертвы Холокоста - это чудовищно, но мир не должен быть пострижен под одну гребенку, это приведет к насилию в другом ключе. Международное давление на Австрию непростительно, это вмешательство во внутренние дела австрийского народа и неуважение к свободному, законному волеизъявлению его граждан.

Борис Романов, заведующий отделом идеологии движения "Отечество":

Я не считаю возможным выход за рамки конституционного поля ни при каких обстоятельствах, потому что это уже само по себе экстремизм. Как раз конституция и законы должны надежно ограждать общество от сил крайне правого и фашистского толка, сепаратистских сил и так далее. Для этого необходимо обеспечить и усилить именно законодательную, правовую базу. Силы, которые отрицают конституцию и право, не должны иметь возможности прийти к власти законным путем.

Что же касается внешнего давления, то тут есть о чем поговорить. Австрия является полноправным участником Европейского союза и в силу этого несет на себе определенные обязательства. Существует ведь не только экономическое, но и правовое поле в рамках ЕС, осуществляется интеграция в единую Европу, и в этих условиях те или иные претензии, связанные с угрозой возникновения политического экстремизма, нарушений прав человека, вполне оправданы, и эта проблема не может быть только внутренним делом данной страны.

Алексей Автономов, директор правового отдела Фонда развития парламентаризма в России:

Пока экстремисты не нарушают закон - и к ним нельзя нарушать закон. Когда же они нарушают его, к ним должны применяться адекватные меры. Законы же не должны допускать существования таких организаций. Это чрезвычайно трудно, что я готов сказать как юрист, сам принимающий участие в разработке законов.

Что такое фашистская организация, экстремистская организация, как определить? Если в Германии или в Италии при этом апеллируют к символике, лидерам, теоретической базе и программным установкам тех партий, которые оставили в истории этих стран свой печальный след, то в России как-то определиться крайне сложно. С точки зрения чисто формальных признаков, такие движения часто неуязвимы. Они ведь не пишут в своих уставах "Мы перебьем евреев", на бумажке у них написано, что они стоят горой за национальное возрождение - и все. К тому же, у нас нет закона о политических партиях, их деятельность слабо регламентируется.

Вот скандал с движением "Спас". У них был устав составлен из общих слов, ничем почти не отличим от соответствующих документов других партий и движений. В программе это было бы подробнее - но программу ведь, по существующему законодательству, не требуют при регистрации для участия в выборах… Ситуация крайне противоречивая…

Для России особенно опасно отсутствие законов. Зачем принимать законы, пока ситуация неясна - часто встречается такая логика. И как часто за нее приходится расплачиваться! Пример - закон о чрезвычайных ситуациях у нас очень старый. А приходят эти ситуации неожиданно… Плохо, когда мы готовим все в спешке. Закон о политическом экстремизме, вернее, проект этого закона - крайне был несовершенен… Он просто дублировал статью Уголовного кодекса. Расширил бы он наши возможности? Нет. Необходимо наращивать нашу собственную правовую базу, а то как бы и впрямь не пришло кому-то в голову решать все, не озаботившись такой "мелочью", как право, конституция…

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.