Опубликовано в Vesti.Ru от 03.02.2000 Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/02/03/50piar/ |
Так совпало, что в последний из "Дней PR в Москве" мне позвонил знакомый и попросил поздравить его с успешным окончанием курсов public relations, а точнее - Института по связям с общественностью Европейской академии экономики, управления и права. "Вот, - радовался мой знакомый, - теперь имею документ, подтверждающий мою квалификацию в качестве профессионального составителя пресс-релизов!"
Бог ты мой! - подумал я. - Целую неделю на конференциях и семинарах руководители и сотрудники российских компаний, плюс - профессионалы из Швейцарии, ФРГ, Нидерландов, США и Бельгии, включая председателя CERP (Европейской конфедерации PR) Ричарда Лининга, размышляли о стандартах качества, результативности и самой миссии общественных связей и избирательных технологий. А вот поди ж ты, человек просто радуется, что получил удостоверение "квалифицированного составителя пресс-релизов". И штука не в том, что делать это очень хорошо умеют люди, никогда никаких курсов не кончавшие. И даже не в том, что его взгляд на профессиию столь ограничен. А в том, что такая ограниченность присуща слишком многим. В том числе - активным операторам российского PR-сообщества.
Примечательно, что в тот же последний "День PR", на организованном Вольным обществом социальных технологов семинаре "Итоги избирательных кампаний 1999 года…", коллеги пытались разобраться, какова их роль в современной политической пьесе, кто они - "режиссеры", "актеры", "рабочие сцены" или "декорации"? Плюс - "участвуют ли они в становлении гражданского общества или же разрушают остатки демократии?". А кроме того, делились мнениями по поводу "грязных технологий" и "фальсификаций", стремясь уразуметь, а имеет ли смысл сама их работа, если в среднем по стране результаты выборов фальсифицируются, как минимум, в 60 % участков?
Вокруг этой темы уже наворотилась любопытная корпоративная мифология. Например, представитель "Движения за чистые и честные выборы" поведал, что в Иркутской-де области дошло до того, что в кабинках для голосования лежали специальные ручки с симпатическими чернилами, а в бюллетенях клеточку напротив имени одного из кандидатов обрабатывали таким специальным составом… Короче, спустя несколько часов проставленные там избирателями галочки и крестики исчезли, и кандидат пролетел. А обошлась эта затея начальству в 6 000 000…
Ну как же, спрашивали профессионалы, быть в такой ситуации? Ведь выходит, что мы не гражданское общество укрепляем или не демократии вредим, а просто зарабатываем деньги, делая работу, результаты которой зависят не от нас, а от тех, кто раскладывает спецручки по кабинкам и подчищает протоколы.
Но настал момент, когда генеральный директор агентства POSTER Publicity Михаил Симонов встал и заявил, что рассматривать миссию политических технологов надо совершенно с других позиций, что не должно для коллег вообще существовать упомянутых "проклятых вопросов", а должна у них быть одна лишь задача: использовать любые средства, применять любые трюки и делать все, чтобы кандидат победил.
Эта циничная, на первый взгляд, позиция выглядит тем более провокативно, чем больше PR-сообщество размышляет о поколениях, соседствующих в его границах. Тех, кто пришел в бизнес в последние годы, называют "алчными эпигонами без принципов и жизненной школы", "образованными учениками, превзошедшими самоучек", "любителями пустить пыль в глаза", и так далее… А между тем, суть подхода, отличающего условную "новую русскую школу политтехнологий" от "старой", формулируется именно так, как это сделал господин Симонов.
Думается, граница между ними, независимо от возраста, стажа и образования, пролегает именно в зоне отношения к делу. "Новые" работают на то, чтобы кандидат (или партия, или список…) победил на выборах. "Старые" же предпочитают "пилить бюджет", лишь во вторую (а порой - и в десятую) очередь заботясь о результатах кампании. Ведь в случае проигрыша всегда есть возможность заявить, что более сильный применил нечестное оружие…
В целом же очевидно: русская школа общественных связей и политического консультирования состоялась. Сам факт дискуссии о миссии PR и содержании деятельности профессионалов этой отрасли говорит об этом больше, чем внесение дисциплины "общественные связи" в реестр предметов, которые преподают в гуманитарных вузах. Кстати, учат ли там пользоваться симпатическими чернилами? Ну, на худой конец, хотя бы для написания пресс-релизов…
Copyright L 2008 Vesti.Ru. | Пишите нам: info@vesti.ru |
|
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |