[15.02.2000 16:51:13]
Андрей Иванов, <ivan@fas.relline.ru> Каспийский регулировщик
Гейдар Алиев половину своего президентства положил на воплощение заветной мечты - строительство нефтепровода от Баку до турецкого порта Джейхан. Этот проект должен обеспечить независимость Азербайджана от России в вопросе транспортировки нефти, добываемой на азербайджанском шельфе Каспия международными компаниями. Раньше она шла из Баку до Новороссийска через Чечню, а сейчас - на перекладных: часть пути по железной дороге. Одновременно Россия строит ветку в обход Чечни.
Главная загвоздка для начала строительства трубопровода до Джейхана состоит в том, что иностранные компании, работающие на азербайджанском шельфе, все время считали, что проект слишком дорог - его предварительная стоимость оценивается в 2,3 млрд. долларов. Хотя Гейдар Алиев, находящийся сейчас в Вашингтоне, заявил, что строительство вот-вот начнется, пока нет никаких подтверждений, что ему, а также главам Грузии и Турции, удалось убедить инвесторов поменять свое мнение в отношении этого проекта.
Более трех лет по этому поводу ведутся изнурительные переговоры - власти США пытаются убедить нефтяные компании, в том числе и американские, в полезности этого проекта. В качестве отступного транзитные государства предлагают снизить тарифы на транспортировку нефти. Однако в этом вопросе у них нет единства. В частности, Грузия не согласна идти на подобные жертвы. Урегулировать разногласия на этой неделе постараются правительственные эксперты трех стран. К ним же присоединится и советник госсекретаря США по вопросам освоения энергоресурсов Каспия Джон Вульф.
Отбывая в США, Гейдар Алиев заявил, что бакинский раунд переговоров по этому вопросу станет решающим. Возможно, так оно и будет - по всей видимости, американцы смогут уговорить Грузию без особых проблем.
Однако разногласия возникли по поводу другого проекта - Транскаспийского газопровода, который также выгоден Азербайджану. Труба должна стартовать в богатом газом Туркменистане и пройти по территориям Азербайджана и Грузии до Турции. Азербайджан хочет втиснуть в нее и свой газ. В частности, он настаивает на получении, ни много ни мало, 50-процентной квоты в трубе. Протяженность маршрута будет составлять 1700 км, а стоимость строительства - 2,5-3 млрд. долларов. Мощности этого трубопровода могут достигать до 30 млрд. кубометров в год, из которых Ашхабад готов предоставить Алиеву лишь 5 млрд. кубометров.
Пока разворачивается спор за место в несуществующей трубе, "Газпром" на днях приступил к прокладке подводного участка (по дну Черного моря) трубопровода в Турцию, который будет транспортировать сопоставимые с транскаспийским проектом объемы российского газа. Поставки на турецкий рынок должны начаться уже через полтора года, а старт строительства транскаспийского газопровода пока еще не определен. Не исключено, что необходимость в нем просто отпадет, если "Газпром" сумеет договориться с Ашхабадом об условиях транзита туркменского газа по своим трубопроводам в ту же самую Турцию.
Напомним, что в конце прошлого года после почти трехгодичного перерыва "Газпром" возобновил транзит туркменского газа на экспорт - в бывшие советские республики. И сейчас есть все предпосылки для нахождения консенсуса с Ашхабадом по этому вопросу. В этом случае России удастся избавить себя еще от одного конкурента на европейском газовом рынке - Азербайджана.
Туркменское покаяние Вяхирева - Vesti.Ru, 17.12.1999
Россия нефтью умытая - Vesti.Ru, 22.11.1999
Газпром
|