[05.10.2000 18:21:49]
Евгений Соколов, <sokoloff_e@yahoo.com> Вежливая схватка Гора и Буша
Во вторник на территории бостонского кампуса Университета Массачусетса прошли первые из трех намеченных теледебатов кандидатов в президенты: вице-президента Ала Гора и губернатора штата Техас Джорджа Буша. С тех пор, как в 1960 году впервые теледебаты провели Никсон и Кеннеди, поединки соперников на телеэкране стали неотъемлемой частью американской президентской кампании. Нынешние дебаты были важны еще и потому, что, судя по опросам общественного мнения, впервые за долгие годы кандидаты идут практически на равных.
Как сообщалось, в течение двух предшествовавших дебатам дней оба кандидата интенсивно репетировали, как провинциальные актеры перед бенефисом. В смысле актерского мастерства Гор Буша переплюнул. Он продемонстрировал, что будущей ролью президента овладел вполне, хотя и несколько переиграл, что свойственно провинциальным актерам. Вице-президент захватил инициативу и каждый вопрос модератора, известного журналиста PBS Джима Лерера, легко переводил в текст заранее заученной роли. Неизвестно, однако, насколько помогла Гору его самоуверенность. После дебатов некоторые телезрители сказали, что их покоробила cамоуверенность клинтонского наследника. Буш выглядел куда скромнее, но зато был более непосредственен, а значит, в чем-то и более симпатичен.
В предвыборной игре кандидаты могли говорить и говорили лишь о том, что нравится избирателям: о сокращении налогов и реформах в области образования, социального страхования и медицинского страхования. Гор особо остановился на помощи пенсионерам в приобретении лекарств по рецептам, чтобы им не нужно было ездить за более дешевыми препаратами в Канаду. Разница в подходе кандидатов ко всем этим вопросам заключалась скорее не в том, что нужно делать, а как и в какой степени. Тут их позиции отражали идеологию партий. Демократ Гор обвинял Буша в том, что от его программ выиграют лишь богатые американцы с годовым доходом выше миллиона долларов, составляющие всего 1 процент населения Америки, а Буш подчеркивал, что его противник намерен плодить бюрократию, увеличив ее на 200 тысяч чиновников и сделать так, чтобы прибылью распоряжалось государство, а не налогоплательщики. Впрочем, оставим американцам решать, кто лучше справиться с поддержкой больных стариков Америки.
Нам более интересен внешнеполитический аспект.
Дебаты выявили разное отношение кандидатов к внешней политике Америки. Гор сразу же продемонстрировал, что он в ней разбирается, отважившись назвать по памяти имя кандидата от сербской оппозиции Коштуницу. Правда, он произнес его, как Костунича. Ни один, ни другой кандидат не смогли правильно выговорить имя Милошевича. Но их ответ на вопрос ведущего, что делать с Югославией, если Милошевич откажется отдать власть, позволяет нам сделать кое-какие выводы. Слава Богу, оба они отвергли военное вмешательство. Гор выступил с тирадой похвал сербскому народу, который отверг диктатуру Милошевича и который, по его мнению, должен сам довести дело до конца.
В похвалах сербам он был похож на госсекретаршу Олбрайт. Как мы помним, та в день начала бомбардировки Югославии выступила на сербском языке с телеобращением к жителям страны и чуть ли не поклялась в своей любви к сербам. Буш, со своей стороны, сказал, что пригласил бы к решению этой проблемы Москву, так как у нее есть определенная заинтересованность в этом регионе. На это Гор возразил, что Москву приглашать не стоит, так как она еще четко не поддержала сербскую оппозицию.
Позднее во время дебатов, отвечая на вопрос, как можно бороться с кризисами, Гор поставил себе в заслугу то, что во время югославской кампании он пригласил бывшего российского премьера к себе домой и убедил его поехать в Белград с требованиями практической капитуляции Милошевича, и тот поручение выполнил. То есть, Гор поставил себе в заслугу то, что ему удалось использовать Черномырдина в роли вашингтонской шестерки. Судя по речи Гора, внешняя политика его администрации останется неизменной: диктат американской воли во всем мире с благосклонным отношением к тем, кто эту волю согласен принять.
Подход Буша другой. В разные моменты дебатов он выступил против того, чтобы Америка была мировым полицейским и обустраивала по всему миру государства (nations building).
Когда американские СМИ подвели итоги схватки, выяснилось, что американцы отдали небольшое предпочтение Гору, но, по-существу, расстановка сил не изменилась. Между тем, в день дебатов в Бостоне проходили демонстрации недовольных: сторонников малых партий, противников смертной казни, представителей разных студенческих групп и всех тех, кого можно определить, как антимондиалистов. Они воздвигли четырехметровое чучело с картонными головами Гора и Буша. Чучело должно было служить иллюстрацией обвинения в том, что все происходившее было "корпоративным кукольным театром". Главным поводом к протестам был факт, что к дебатам не допустили кандидатов от малых партий. Но Комиссия по президентским дебатам руководствовалась собственным опросом общественного мнения, согласно которому главные кандидаты малых партий - Ральф Нейдер от Партии зеленых, Херри Браун от Партии либерталиев и Пат Бьюкеннен от Партии реформ не набрали 15% голосов, необходимых для получения права участвовать в дебатах. Апофеозом американской демократии стал момент, когда Нейдера не допустили в зал дебатов, хотя у него был в руках билет, полученный в качестве подарка от одного студента. Смысла в этой акции не было, так как зрители в дебатах не участвуют вообще. Нейдер дал понять, что может обратиться в суд.
Теледебаты кандидатов в президенты с интервалом в неделю пройдут еще два раза: в штате Северная Каролина и в Сент Луисе.
Первые дебаты кандидатов в президенты США: 48:41 в пользу Гора - Lenta.Ru, 04.10.2000
Gore and Bush lock horns - BBC News, 04.10.2000
First Gore-Bush debate alternates between issues, attacks - CNN, 03.10.2000
|