Опубликовано в Vesti.Ru от 01.03.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/03/01/80iran/


Владимир Тучков,
<tuchkov@rinet.ru>
В Иране началась оттепель

События в Иране начинают выстраиваться в логическую цепочку. Только что завершившиеся парламентские выборы, на которых победу одержали сторонники президента-реформатора Мохаммада Хатами, окрылили иранских либералов. В связи с этим стал возможен совершенно невероятный суд над виновными в прошлогодних студенческих волнениях. Невероятно в нем то, что судят не студентов, которые в прошлом году получили от иранской Фемиды на всю катушку, а полицейских чинов.

Но вначале освежим в памяти события жаркого тегеранского июля 1999 года, которые до сих пор каждая из противоборствующих сторон трактует по-своему. Студенческая газета "Салам" опубликовала статью, в которой содержалась суровая, но справедливая критика аятоллы Хаменеи, который стоит непрошибаемой стеной на пути к реформам. Исламские же ортодоксы заявили, что это была публикация секретных материалов министерства безопасности. Поэтому газету закрыли.

Студенты выразили свое несогласие с таким произволом при помощи вполне мирной, хоть и шумной, демонстрации. Никого не били и ничего не поджигали. Лишь требовали свободы печати, зеленого света реформам, освобождения из-под домашнего ареста аятоллы-прогрессиста Монтазери, который выступает за введение в стране светского правления. Всего было сформулировано 14 пунктов. На транспарантах, как и 20 лет назад, во время исламской освободительной революции, начертали хорошо проверенные боевые слова "Ислам и закон!" Однако, в отличие от отцов-революционеров, имели при этом в виду инверсию: "Закон и Ислам!"

На следующий день ортодоксальные силы сориентировались в ситуации - в студенческие общежития вломились силы безопасности, именуемые "стражами исламской революции", и экстремисты из исламистской студенческой организации "Ансар - э Хезболла". Зверским избиением "мятежников" дело не закончилось, в ход было пущено огнестрельное оружие. В результате шестеро студентов были убиты, более полусотни получили тяжелые ранения.

В последующие три дня уже менее миролюбивые студенты, к которым примешались аполитичные любители бесчинств, выходили на столичные улицы, поджигали машины и "бомбили" магазины. Полиция уже не стреляла, но вовсю орудовала дубинками и травила демонстрантов слезоточивым газом. На сей раз лозунги были более конкретны: "Хатами, мы с тобой!" и "Мы убьем тех, кто убивает наших братьев!"

Хатами испугался и предал студентов. Поскольку вполне справедливо опасался того, что исламские ортодоксы назовут его зачинщиком уличных баталий, в результате которых страдает личное имущество граждан и наносится урон культовым сооружениям, и сожрут свежеиспеченного президента с потрохами. Поэтому Хатами в телевизионном обращении произнес самому себе отвратительные слова: события последних дней инспирированы врагами нации, желающими дестабилизировать обстановку в стране, а власти проявляют максимум терпимости и пытаются положить конец насилию исключительно мирными средствами.

Студенты от такого лицемерия совершенно обалдели и надолго задумались. А в это время ортодоксы вывели на улицы Тегерана, по некоторым свидетельствам, миллионноголовую антидемонстрацию. Статисты дисциплинированно проскандировали чего положено и внимательно выслушали речи ораторов, которые клеймили не только контрреволюционных студентов, но и тайных организаторов беспорядков - спецслужбы США, Израиля и Турции.

На этом все и закончилось. Успокоившийся аятолла Хаменеи напомнил гражданам о том, что "стоит только приоткрыть форточку, и враги Исламской Республики незамедлительно воспользуются представившейся возможностью для совершения диверсий и провокаций". При этом, чтобы слишком уж не дразнить гусей, он осудил зверские действия полиции в общежитиях и отстранил от должности начальника полиции района, в котором расположены эти самые общежития.

Но полицейское разбирательство событий оказалось предельно жестким. Вначале четырех студентов приговорили к лишению свободы на сроки от 8 лет до 8 месяцев. А в конце ноября троих приговорили к смертной казни. Именно таким образом иранский закон карает контрреволюционные действия.

А вот теперь, когда некогда предавший студентов Хатами почувствовал себя вполне устойчиво, в Тегеране начался судебный процесс над представителями противоположного лагеря. На скамье подсудимых оказались 20 полицейских, которые особо отличились во время погрома общежитий. Среди преступников и бывший начальник полиции Тегерана. Уголовные дела в отношении двадцати садистов были возбуждены на основании четырехсот исков, поступивших от студентов. Хатами, опять же по телевизору, пообещал, что процесс будет справедливым.

Это позволяет предположить, что в Иране началась оттепель. И что скоро в Тегеране можно будет пить пиво на улицах и прямо из горлышка. Вполне вероятно и то, что многострадальный Иран начнет выбираться из международной изоляции.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.