Опубликовано в Vesti.Ru от 03.05.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/05/03/30gauche/


Дмитрий Петров,
<petrov@smi.ru>
Левые снова буянят в Европе

А они-то, небось, уже думали, что это не повторится… Благополучные лондонцы и берлинцы прохаживались себе в уик-энд по Трафальгарским площадям и Курфюрстендамам и как бы не знали, что близится Международный день солидарности трудящихся. Со всеми сопутствующими причиндалами. А он - близился. И наступил.

Толпы буйных манифестантов, со вкраплениями маскированных активистов, вооруженных ножами, красно-черными знаменами, железными прутьями и исконным оружием пролетариата - увесистым европейским кирпичом, - атаковали капища и цитадели капитала: памятники героям минувших войн и лидерам ушедших лет, плюс (само собой, как же иначе) харчевни "Макдональдс". Так в очередной раз была предпринята удалая попытка воплотить в европейской реальности знаменитый революционный девиз: "Хлеб съедим, а булочные - сожжем!"

В Берлине все началось, как это обычно там бывает. Собрались бритоголовые неонацисты и принялись махать имперскими флагами (в отличие от нацистских - тех, что со свастиками, - законом они не запрещены) и вещать друг другу о величии белой расы и Германии для местных. И было-то их примерно полторы тысячи, и полиция внимательно оберегала от них турок, босняков, арабов, евреев и прочий мирный люд, ан все равно взыграла в богатом революционными традициями районе Кройцберг комиссарская кровь. Понятное дело - вопрос ведь идеологический. Нельзя же было, в самом деле, допустить, чтоб общественному мнению казалось, что правые маргиналы вон как маршируют и даже речи говорят, а левых маргиналов как бы и нет.

А они есть. Анархисты, троцкисты, радикальные "зеленые", особо лютые панки, примкнувшие к ним ученики председателя Мао и вообще стихийные антифашисты ринулись делом доказать свое существование. Чтоб погрязшему в довольстве, разврате и потребительстве буржуазному обществу жизнь медом не казалась.

С нацистами управились довольно быстро. Но по сложившейся еще с начала 60-х годов ХХ века традиции революционная молодежь борется не только с бесноватыми правыми ультра, но и с главным (по ее мнению) репрессивным орудием капиталистического государства - полицией. Около десяти тысяч левых радикалов атаковали стражей порядка, и только к утру 2 мая их лихая атака захлебнулась в воде и слезоточивом газе. Итог: около ста задержанных повстанцев (избитых и отравленных газом не считали), более ста раненых полицейских и полное торжество капитализма в отдельно взятом Берлине.

В Лондоне все было иначе. Там застрельщиками первомайского бунта были радикальные экологисты - "садовники-партизаны", превратившие лужайки Парламент-сквер в грядки, а саму площадь - в зону, свободную от капитализма. Как и полагается, радикал радикалу - друг и товарищ. И потому к зеленым-экстремистам примкнули их идейные черные братья - не в смысле афро-британцы, а в смысле - анархисты из "Классовой войны" и подобных групп. Имея при себе всякое оборудование, как то ломики и цепи, наследники Прудона и Махно атаковали символические объекты ненавистной системы - статую Уинстона Черчилля и "Макдональдс". На бывшем премьере начертали серп и молот, а в пресловутой кафешке разбазарили товар и раздали страждущим и неимущим.

Система не потерпела надругательств над святынями и ответила яростным ударом - под прикрытием броневиков спецназ взялся водворять закон и порядок, в чем и преуспел. Воля власти восторжествовала, а рабочий премьер Тони Блэр назвал буянов "идиотами".

Течение европейской истории не нарушилось, однако "прекрасный новый мир" получил очередной звонок из прошлого. В 60-е годы Германия и Западный Берлин слыли очагами молодежной фронды в мере не меньшей, чем "красный Париж". Волны многотысячных демонстраций, очаги анархистской пропаганды (коммуны и дискуссионные клубы "Вольтера"), профессиональные альтернативные издания вроде популярнейшего журнала "Конкрет"... словом, Ausserparlamentopposition - внепарламентская оппозиция - вовсю раскачивала "прогнившее фашистское общество потребления". Трибун мятежных студентов Руди Дучке метал в него громы и молнии. Тем временем язвительный теневой лидер Андреас Баадер насмехался над митингующими, утверждая, что "история делается только путем самопожертвования и убийства. Только кровью. А иначе все это говорильня".

Большие марши и волнения в университетах пошли на спад. Дучке утонул в ванне. А Баадер вместе с журналисткой Ульрикой Майнхофф и оккультистской Гудрун Энслин учредили в ФРГ фракцию Красной армии - Роте Армее Фракцион (RAF). И принялись делать историю "только кровью" (хотя и писали в своем первом манифесте, что не стремятся причинять ущерба здоровью людей), похищениями политиков и предпринимателей, бомбами и поджогами универсальных магазинов. Их цель была все та же - изменение общества. Их логика была проста: если общество не меняется вследствие массовых дискуссий, его надо менять, создавая очаги символического насилия. Их задача выглядела так: создать в Германии и Европе мощную сеть террористов-фанатиков. Ничего не вышло. Их всех посадили. В 1976 году Томас, Ульрика и Гудрун были найдены мертвыми в тюрьме Штамхайм…

Но их дело не пропало. И пока организованное и вооруженное насилие черно-красного цвета, придушенное в ФРГ, продолжает путешествовать по миру, в Германии лево-радикальное движение обрело форму "автономизма" - сочетания сквоттерства и т.н. "диффузного терроризма" - тактики разрушения символических объектов системы: дорогих магазинов, офисов корпораций, полицейских участков, тех же "Макдональдсов"… Автономы поменяли подполье на альтернативный (автономный от окружающего общества) образ жизни в захваченных домах, а бомбу RAF - на модернизированную рогатку и "коктейль Молотова".

Их братья по классу - английская "Классовая война" - прославилась избиениями ненавистных "яппи", погромами стильных пабов и кровавыми столкновениями с полицией в ходе кампании против подоходного налога в 1990 году, когда на Трафальгарской площади несколько дней шли настоящие уличные бои. Фаст-фудам тогда, кстати, тоже досталось. Несомненно, и давеча в Лондоне без крутых парней из Class War не обошлось.

Лондонско-берлинский первомай-2000 - отголосок тех лет и событий. Призрак радикала снова бродит по Европе, искоса поглядывая в сторону 1/8 части суши.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.