Опубликовано в Vesti.Ru от 04.09.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/09/04/50usa/


Владимир Абаринов (Вашингтон),
<vladab@juno.com>
Американцы проголосуют кошельком

Хотя первый понедельник сентября в США называется День труда, здесь сегодня никто не трудится - выходной. В високосный год день этот становится важным рубежом президентской кампании. Позади национальные партийные съезды, утвердившие кандидатов. Впереди решающая фаза - теледебаты, которые начнутся, натурально, после Олимпийских игр в Сиднее.

Статистика свидетельствует: тот из фаворитов, кто пришел к Дню труда первым в опросе Гэллапа, как правило, выигрывает выборы. Но есть и исключения. Самое поразительное из них - кампания 1948 года. Президент Гарри Труман проигрывал губернатору Нью-Йорка Томасу Дьюи восемь процентных пунктов. Демократы уже смирились с поражением. Преимущество Дьюи было до такой степени очевидно, что наутро после выборов газеты вышли с сообщением о его победе. Однако Труман обошел соперника на пять процентов и потом фотографировался с посрамленными газетами в руках, принимая картинные позы и сверкая своей зубастой улыбкой. Именно после этого случая социологи признали несостоятельной методику quota-sampling (пропорционального представительства всех социальных и этнических групп) и перешли к random-sampling - случайному подбору респондентов. Джон Кеннеди в День труда 1960 года проигрывал Ричарду Никсону один процент, но в итоге вырвал победу с преимуществом в 0,2 процента. В 1980 году Рейган и Картер пришли к Дню труда вровень, набрав по 39 процентов (у них был сильный третий конкурент, независимый кандидат Джон Андерсон, набравший в опросах 14 процентов); Рейган в итоге выиграл с результатом 51 процент против 41.

У Эла Гора и Джорджа Даблъю Буша все еще впереди. Хотя во многих других опросах Гор лидирует (в опросе Newsweek - c преимуществом в 10 процентов), Гэллап невозмутимо публикует свои цифры: 47 процентов - Буш, 46 - Гор. (Оба опроса датированы пятницей.) С учетом погрешности можно заключить, что борьба только начинается.

Отчасти это действительно так. Избиратели всерьез еще не интересовались программами кандидатов. Кандидаты ведут себя примерно так же, как профессионалы рестлинга перед поединком: каждый с помпой выходит на ринг, бьет себя в грудь и сообщает публике о том, какой он сильный и как он сейчас пустит клочки соперника по закоулочкам. Оба кандидата много ездят, встречаются с лояльными представителями этнических меньшинств, читают деткам книжки и окружают заботой пенсионеров и инвалидов. При этом Гор держится гораздо менее естественно. Этот безнадежный зануда вызубрил наизусть свою речь на съезде и без запинки повторяет ее, не отступая ни на букву от канонического текста и лишь выбирая куски соответственно аудитории. Смеется искусственным смехом. Шутить не умеет. Положение спасает живой и остроумный Джо Либерман.

То ли дело Буш. В субботу к нему на ранчо прибыла команда аналитиков ЦРУ под предводительством и.о. заместителя директора Джона Маклафлина. Бойцы невидимого фронта провели с кандидатом собеседование и молча отбыли. Правило знакомить основных кандидатов с государственными секретами ввел в 1952 году тот же Труман, который стал президентом, ничего не зная об атомной бомбе. Проводив визитеров, Буш, облаченный в джинсы и клетчатую ковбойскую рубаху, вышел к журналистам с кружкой кофе в руках и в сопровождении двух советников - Кондолизы Райс и Пола Вулфовица (оба, будучи экспертами по внешней политике, тоже участвовали в брифинге). Хоть и беседовал он с репортерами через ограду, но тень на плетень наводить не стал, сообщив, что чувствует себя физически и душевно годным к действительной службе в Белом доме. Рассказал про засуху: мол, спозаранку объехал окрестности, и даже коровы пожаловались ему. На вопрос о ближайших планах ответил, что собирается поохотиться на диких голубей: "В Техасе сезон, а у меня есть лицензия". Продиктовал даже рецепт приготовления голубя (с мексиканским перцем джалапено и беконом), который журналисты тщательно записали.

Гор на такую непринужденную беседу просто неспособен. Его сильная сторона - программа. Недаром и Гор, и Клинтон, и Либерман призывают своих оппонентов перейти от риторики к фактам. Программа Гора - Либермана прописана детально. Они легко выигрывают заочную полемику потому только, что у республиканцев отсутствуют или не готовы подробные предложения по ряду проблем, живо волнующих население, а мелодекламацией все уже объелись. Главный козырь Буша - обещание сократить налоги на 1,3 триллиона долларов в ближайшие 10 лет. (Для тех, кто не очень хорошо представляет себе эту цифру, пишем прописью: один триллион - это тысяча миллиардов. Единица с двенадцатью нулями: 1 000 000 000 000. Долларов.) Налоговый план Гора гораздо скромнее - 500 млрд. Демократы намереваются направить часть бюджетного профицита на выплату внутреннего долга, а главное - на расширение социальных программ.

Собственно говоря, каждая американская семья будет голосовать кошельком: платить большие налоги никому не нравится, однако множества семей с низким доходом налоговые поблажки Буша не коснутся - их волнует в первую очередь судьба социальных программ, оказывающих им разнообразную помощь. Если вы недовольны публичной школой, в которой учится ваш ребенок, отдайте его в частную, а публичная пусть деградирует и разваливается дальше. Но если у вас после налоговых сокращений все равно не хватит денег на частную школу, не разумнее ли оставить планку налогообложения на средней высоте и направить часть налогов, львиную долю которых заплатят богатые, на поддержку бесплатных публичных школ?

Все это, разумеется, гладко только на бумаге. На самом деле с толком потратить деньги ничуть не проще, чем заработать. Загадочная наука макроэкономика не дает ответа, чей план лучше. Адепты Буша утверждают, что его план нацелен в будущее, что он закладывает предпосылки дальнейшего процветания. Эксперты, которым нравится программа Гора, заявляют, что сокращение налогов в период экономического подъема неизбежно приведет к инфляции.

Один из излюбленных аргументов Буша гласит, что Гор имел полную возможность сделать свою сказку былью за семь с половиной лет вице-президентства и не сделал ровно ничего. Аргумент Гора очень похожий: как можно доверять Бушу страну, если он не справился со штатом?

Как бы то ни было, судьбу Белого дома решат теледебаты. В отличие от прошлой кампании, к ним нынче не допущен третий - кандидат партии зеленых Ральф Нейдер. Для того чтобы принять участие в теледебатах, он должен был набрать к Дню труда 15 процентов в пяти основных опросах. У Нейдера никак не больше четырех. Однако при таком плотном соперничестве, как сейчас, проценты Нейдера могут сыграть критически важную роль.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.