Опубликовано в Vesti.Ru от 05.10.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/10/05/60steel/


Николай Тихонов
Железный аргумент

Вслед за завершившимися впустую переговорами по квотам в Вашингтоне у российских производителей металла появились новые причины для печали. На этот раз дома. Министерство экономического развития и торговли собирается увеличить до 15 процентов экспортные пошлины.

Напомним, что с апреля 1999 года по настоящее время экспортные пошлины на металл составляют 5 процентов. Тогда это решение вызвало бурную реакцию со стороны производителей и экспертов. Учитывая объем валютных поступлений в казну (по этим показателям экспорт металлов занимает второе место после топливно-энергетического комплекса), государство на этом только теряло. Сразу после кризиса 1998 года основным направлением для российских торговцев металлом оставался экспорт. Несмотря на этот аргумент и многочисленные просьбы со стороны комбинатов об отмене 5-процентных пошлин, в октябре прошлого года постановлением правительства срок их действия был продлен.

Очередной удар по производителям нанесли многочисленные антидемпинговые расследования и последовавшее за ними "Всеобъемлющее соглашение об экспорте стали", заключенное между Россией и США летом 1999 года. Соглашение предусматривало ограничение поставок российской стали в США в обмен на прекращение против нас антидемпинговых расследований. Помимо прочего Россия обязалась поставлять на американский рынок не более 375 тысяч тонн горячекатаной стали в год не дешевле $275 за тонну. Для российских производителей это означало одно - как только цены на американском рынке пойдут вниз, их сталь перестанут покупать (что, собственно, и произошло). Чиновники Минторга, подписавшие этот договор оправдываясь говорили, что таким образом удалось избежать штрафа в 1 миллиард долларов. Вместе с тем только за прошлый год сумма потерь российских металлургов из-за "Соглашения" составила свыше $1,5 млрд.

Компенсировать внушительные потери, металлурги смогли благодаря постепенному оживлению внутреннего рынка и, самое главное, своевременной переориентации экспорта (в частности на азиатские рынки). Весной этого года США признали, что обвинения в демпинге, предъявленные российским металлургам, несостоятельны по большинству пунктов. При этом отменять заключенное на 5 лет "Соглашение" никто не собирался. Тем не менее, благодаря, давлению со стороны России, американцы все же согласились сесть за стол переговоров, которые и начались в прошлом месяце.

Их итог равен нулю. Российская делегация во главе с заместителем министра экономического развития и торговли Максимом Медведковым требовала, помимо прочего, снижения на 20 процентов ценовой планки по горячекатаному прокату и увеличения экспортных квот для холоднокатаной стали до 520 тысяч тонн в год. Кроме того, россияне настаивали на отмене квот на поставки полуфабрикатов - заготовок, электростали, труб и т.д. Американцы выслушали наши требования и "согласились подумать", взяв отсрочку на две-три недели. Поводов для оптимизма, впрочем, как и благоприятных перспектив, не много. Перед предстоящими президентскими выборами они не пойдут нам на уступки. Тем не менее российских металлургов радует участие и поддержка их интересов со стороны родного правительства. Ему ведь "Соглашение" тоже невыгодно - из-за ограниченного доступа на американский рынок российский бюджет ежегодно теряет бешенные деньги. Однако выясняется, что стремление правительства урегулировать в пользу наших металлургов спор с американцами - не единственная возможность подлатать бюджет. Минэкономразвития собирается увеличить втрое пошлины на экспорт металлопродукции. Чем вызвано такое желание понять несложно.

Во-первых, сталелитейная промышленность по-прежнему развивается. Производство в последнее время растет, на рынке отмечается подъем. Стабильно растет и экспорт. Во-вторых, увеличение экспортных пошлин позволит правительству жестко контролировать экспорт стали, надолго лишив металлургов возможности самостоятельно решать как, когда и куда продавать свою продукцию. Не стоит забывать и об еще одном обстоятельстве. Вслед за введением 15-процентного барьера несомненно последует обвал цен, что на руку потребителям стали, в частности автомобилестроителям. То, что так случится - очевидно. Вопрос только в одном - хорошо ли правительство подумало о последствиях введения пошлин для российской экономики в целом? Ведь 15 процентов многие производители не потянут (экспорт металла занимает 60-70 процентов всего производства в стране), и устремятся на внутренний рынок, который к их приему не готов и по-прежнему рассчитывается в основном по бартеру. Последуют резкий обвал цен и давка на рынке. Подобным решением правительство заставит металлургов, которым и так не всегда удается договориться, воевать за поставки. В конечном итоге может пострадать сам бюджет, за который так радеет правительство.

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.