[01.02.2000 22:35:15]
Анна Сурикова Большая оружейная распродажа
Финансовые отношения спецэкспортеров с государством в последнее время строились по принципу "сколько смогли, столько и заработали". Поэтому и совокупный объем доходов, получаемых государством от экспорта оружия, формировался по такому же принципу. Вмешательство же властей в дела спецэкспортеров оружия, как правило, не выходило за рамки постоянных замен руководителей компаний. Впрочем, это было связано скорее с политическими интригами, а не с прибылями, получаемыми экспортерами оружия. Подобная практика привела к тому, что доходы, получаемые государством от экспорта оружия, стали плохо прогнозируемыми и постоянно менялись: в 1994 году они составили 1,7 миллиарда долларов, в 1995 - 2,8 миллиарда, в 1996 - 3,4 миллиарда, в 1997 - 2,4 миллиарда, в 1998 - 2,6 миллиарда, а в 1999 - 3,5 миллиарда долларов.
В середине прошлого года власти "проснулись". Летом 1999 года вышел указ президента, одним из основных положений которого стало введение принципа утверждения доходов спецэкспортеров. На Министерство торговли возложили роль своеобразного аудитора, обязанного сравнивать первоначальные "заявки" госкомпаний-экспортеров оружия с реальным потенциалом мирового рынка вооружений. Именно на основе этого анализа и должна была определяться минимальная планка доходов "Росвооружения", "Промэкспорта" и "Российских технологий". В понедельник это новшество впервые опробовали на практике. На заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству руководителям всех трех компаний пришлось утверждать свое денежное задание на 2000 год. Утверждение это прошло не без осложнений. По итогам заседания вице-премьер Илья Клебанов, курирующий в правительстве вопросы военно-промышленного комплекса, сообщил, что все три компании-спецэкспортеры оружия в 2000 году увеличат свои доходы по сравнению в 1999 годом. Однако не все из них сделают это по своей инициативе.
Глава "Промэкспорта", второго по объемам продаж спецэкспортера, Сергей Чемезов посулил заработать в 2000 году 340 миллионов долларов, что фактически в два раза больше суммы заработанной компанией в 1999 году. Самые отстающие среди спецэкспортеров - "Российские технологии" - обязались заработать около 100 миллионов долларов (в прошлом году компания заработала примерно 20 миллионов долларов).
Не поддержал бойцовского настроя своих собратьев только лидер - госкомпания "Росвооружение". Глава этой компании Алексей Огарев не только не посулил увеличения объема доходов, а попытался настоять на том, чтобы минимальная планка доходов его компании в 2000 году была принята комиссией на уровне 2,6 миллиарда долларов, что на 2 миллионна меньше заработанного "Росвооружением" в 1999 году. Однако не вышло.
По словам г-на Клебанова, "Росвооружение" поставило для себя "не напряженную задачу", которая в самое ближайшее время будет пересмотрена. Судя по уверенности, с которой весьма осторожный и осмотрительный Илья Клебанов сделал это заявление, г-ну Огареву и его подчиненным все же придется "напрячься" и, как минимум, согласиться на сохранение своих доходов в 2000 году на уровне прошлого года. Не исключено, что косвенная критика руководства "Росвооружения" вице-премьером является неким предвестником того, что позиции г-на Огарева постепенно начинают ослабевать. С другой стороны, жесткость проявленная комиссией по отношению к "Росвооружению", явно с санкции Владимира Путина, может означать, что нынешняя российская власть действительно решила заставить спецэкспортеров зарабатывать по максимуму.
Если давление на "Росвооружение" обусловлено последним обстоятельством, а не интригами, вполне возможно, что интерес государства к экспорту оружия действительно стал более рациональным, чем был все предыдущие годы. Впрочем, для основательного упорядочивания работы экспортеров оружия, одного только давления на них со стороны государства явно недостаточно. Одной из самый больших проблем российского экспорта оружия является конкуренция российских продавцов оружия на внешних рынках. Это явление, в силу плохого регулирования со стороны государства, в последние несколько лет, увы, стало постоянным.
Введение для спецэкспортеров плановых доходов может только усилить борьбу российских торговцев оружием друг с другом на заграничных аренах. Так что теперь государству, поставившему конкретное денежное задание спецэкспортерам, придется научиться "разруливать" торговлю оружием в целом. Иначе успешное выполнение задания Родины может быть достигнуто какой-то одной компанией за счет своих коллег. За последние годы спецэкспортеры хорошо научились уводить из-под носа у своих соотечественников выгодные контракты.
Чемоданчик не заменит винтовку - Vesti.Ru, 27.01.2000
А пока возродим ВПК
- Vesti.Ru, 27.01.2000
|