[03.02.2000 23:55:20]
Владимир Петров, <petrov@vesti.ru> Совет советов да любовь
Совместное заседание советов двух палат российского парламента, в котором приняли участие главы думских фракций и председатели сенатских комитетов, состоялось в четверг в здании Совета Федерации. Прозаседав два часа, участники расстались, не слишком довольные друг другом. На самом деле заседание громоздко назвали Советом советов двух палат, поскольку заседать совместно они вообще-то не имеют права.
Главным камнем преткновения стала возможность внесения поправок в Конституцию и "перераспределения полномочий между ветвями власти". С точки зрения думских политиков, суть этих изменений должна сводиться к передаче части полномочий СФ нижней палате. В частности, это касается кадровых вопросов. Как заявил журналистам Геннадий Селезнев, "главные направления совершенствования Конституции должны касаться федерального устройства России", так как, по его мнению, "равенство субъектов пока только декларировано". Примерно в том же духе высказался и глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин. "Россию надо сделать более управляемой," - заявил он.
Мысль не новая, но Минтимер Шаймиев, не участвовавший в историческом заседании, играя на опережение, уже заметил, что "полученную свободу не так-то просто отобрать назад". И сам Шаймиев, и ряд других лидеров национальных республик неоднократно заявляли, что они отнюдь не против "выравнивания прав субъектов федерации". Однако делать это "маленькие" президенты предлагают за счет увеличения прав областей и краев и категорически возражают против ущемления суверенитета своих республик.
Еще одна "конституционная атака" на Совет Федерации заключалась в предложении изменить принципы формирования верхней палаты, вернувшись к форме, которая существовала до 1996 года. Сенаторы, как считает ряд думских деятелей, должны занимать свои кресла не по должности, а в результате прямых парламентских выборов - как депутаты Думы.
Впрочем, такие нападки стали уже привычными для сената. Первым их озвучил еще год назад Евгений Примаков, а при Владимире Путине тема построения губернаторов стала одной из самых актуальных во внутренней политике (разумеется, после Чечни). Пока сенаторы не воспринимают подобные поползновения всерьез - на взгляд большинства из них, шансов на такие кардинальные изменения нет никаких. "Изменить Основной закон невозможно без согласия всех политических партий и депутатских фракций, - заявил журналистам глава сенатского комитета по конституционному законодательству Сергей Собянин, - любые инициативы, которые будут исходить только от Государственной Думы, только от правительства, только от Совета Федерации - нежизнеспособны, как показала практика прошлых лет".
В то же время председатели палат Геннадий Селезнев и Егор Строев единодушно утверждают, что для решения конституционных проблем необходима организация специального, наделенного соответствующими полномочиями Конституционного собрания. Впрочем, как отметил г-н Собянин, "это вопрос отдаленного будущего, пока же мы намерены обратиться к президенту с тем, чтобы создать единый орган для совместной законотворческой работы над изменением Конституции".
Впрочем, "совет советов" обсуждал и более простые, насущные вопросы. В частности, палаты вознамерелись "вычленить из всего массива законов 10-15 наиболее важных и принять их в срочном порядке". Впрочем, с этой идеи парламентарии начинают работать каждый год. После чего приступают к повседневной работе. И тогда идет совсем другой разговор.
Строев метит в президенты - Vesti.Ru, 24.12.1999
Конец сената - Vesti.Ru, 25.10.1999
Совет Федерации
Государственная Дума
|