[04.02.2000 13:49:42]
Андрей Иванов, <ivan@fas.relline.ru> Деньги живые и мертвые
Директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю завил в конце недели, что Россия не выполнила ряд условий для получения очередного кредитного транша. По его мнению, особенно это верно в отношении проведения структурных реформ и улучшения ситуации с доходами естественных монополий.
Здесь нам, действительно, крыть нечем, и самое лучшее, что мог сделать Владимир Путин в начале недели, накануне визита эмвеэфовской миссии в Москву, так это пнуть Анатолия Чубайса за низкий процент "живых" денег в платежах клиентов РАО "ЕЭС России". Их доля, действительно, меньше желаемой, но никак не 20% (как это преподал и.о. президента), а примерно в два раза выше.
Вместе с тем, сам Чубайс еще в октябре заявил, что по итогам 1999 года будут и все пятьдесят. Хотя окончательные данные по платежам в РАО еще только обрабатываются, очевидно, что энергетикам добиться обещанного все же не удастся. Однако основные трудности еще впереди. Все ждут, что РАО окончательно покончит с бартером к концу 2000 года. Первым об этом заявил неунывающий глава МНС Александр Починок. И это можно было бы списать на его природный оптимизм. Однако Починка вскоре поддержал заместитель министра финансов Алексей Кудрин. Слышать такое от г-на Кудрина достаточно странно - ведь он знает финансовую кухню энергетиков как никто другой, поскольку до своего очередного возвращения в Минфин как раз занимался в РАО бюджетированием. То есть он пытался привести в порядок гигантскую бухгалтерию и досконально знает, что до полного вытеснения неденежных расчетов еще очень далеко. Не иначе, и его заявление также было рассчитано на миссию МВФ.
Бартер - это любимый инструмент получения незаконных доходов, которым привыкли пользоваться руководители региональных компаний (дочек РАО) при заключении договоров с поставщиками, смежниками и потребителями. Последним невыгодно рассчитываться с энергетиками за поставки деньгами. Решение о форме оплаты, естественно, принимает руководство энергокомпаний. В случае положительного для потребителя исхода оно-то и получает вознаграждение. Это достаточно примитивный пример, всех способов обогащения не перечислишь.
Руководство холдинга борется с бартером главным образом двумя способами. Пытается внедрить новые правила сбыта и маркетинга, а также периодически проводить кадровые чистки в руководстве региональных компаний. В настоящее время в РАО идет настоящая кадровая революция: предполагается заменить руководство в 50 региональных АО. Напомним, что всего их 73.
Сюда же можно отнести и переключение платежей МПС, крупнейшего клиента РАО, со счетов региональных компаний на счета холдинга. Это достаточно эффективная, но разовая акция. Для того, чтобы добиться результатов, особенно в системе сбыта, необходимо время. Ведь предстоит провести индивидуальную работу чуть ли не с каждым потребителем, в первую очередь - с промышленными предприятиями. Поэтому говорить о том, что с бартером в энергетике может быть покончено к концу года, было бы слишком смело. Более чем двукратный процентный рост "живых" денег - результат впечатляющий. Однако повторить его в этом году уж точно не удастся.
Среди монополистов наиболее успешно с бартером борется МПС - доля "живых" денег в расчетах превышает 60%. У "Газпрома" чуть хуже - около 50%. В то же время он обязан выйти на стопроцентный показатель уже к июлю. Добиться этого "Газпрому" будет достаточно сложно. Ведь почти 40% газа потребляют именно энергетики.
Правительство РФ вопрос о транше МВФ даже не ставило - СМИ.Ru, 07.02.2000
Чубайс в опасности - Vesti.Ru, 01.02.2000
Делитесь и размножайтесь - Vesti.Ru, 01.02.2000
International Monetary Fund
РАО "ЕЭС России" |