[09.02.2000 21:48:36]
А.Цунский, <andy@onego.ru> Как выбраться из кредитной ямы
И.о. президента заявил в интервью ОРТ, что отказываться от сотрудничества с МВФ не стоит - надо действовать по принципу "бьют - беги, дают - бери": "Если кредиты дают, и на хороших условиях, то просто глупо от них отказываться".
Так что же такое для России зарубежные кредиты? Лекарство или наркотик? Любое действие российского правительства рассматривается сквозь призму реакции МВФ и Запада вообще - дадут ли денег. Нет, конечно, когда денег дают, это хорошо, но где лежит этот далеко не бесплатный, высокопроцентный кредитный сыр? На столе или в мышеловке? Мнения наших экспертов.
Олег Вите, эксперт Фонда "Центр стратегических разработок":
По кредитам есть много факторов. Я не готов дать краткий ответ на вопрос, нужны ли они вообще, тут вряд ли можно сказать "да" или "нет", тема слишком широка и важна. Но вот в какой мере нам требуются эти кредиты, насколько они действительно помогают, а насколько ложатся на российскую экономику бременем - это нужно серьезно обсуждать.
А позиция Запада базируется на нескольких факторах. Один из главных - фактор бюрократический. Все международные финансовые организации - такие же бюрократические, как и в отдельных государствах, они подотчетны, и все связанные с бюрократизмом проблемы им далеко не чужды. Если они постановят прекратить кредитовать Россию, значит, тем самым им придется признать, что они ошиблись и что огромные средства ушли впустую. За это кому-то придется отвечать, а среди бюрократов любого толка "желающих" нет. Но, кроме того, они понимают, что нужно хоть чем-то помочь, ведь катастрофа на такой территории выйдет за ее пределы неизбежно, и за это тоже придется нести ответственность. Так что вопрос с кредитами закрыт не будет в ближайшее время, а вот условия будут обсуждаться, переговоры будут идти, хотя и простыми они не будут.
Александр Шеншин, зам. директора Института политических исследований, кандидат экономических наук:
Кредиты необходимы только для сохранения лица, но отнюдь не так уж жизненно важны для нашей экономики. При нынешней ситуации с их расходованием они только тяжким грузом ложатся на Россию, на ее бюджет. Эти кредиты ведь расходуются не на реструктуризацию экономики, не на переоснащение производства и не на административную реформу государства, налоговой системы в первую очередь. Затрачивая эти средства только на поддержание социальной сферы или курса рубля, мы проедаем наше завтра.
Если мы кредитов не получим, ничего страшного не случится, и, в общем, это окажется только положительно, хотя кратковременные трудности будут, и фондовый рынок упадет. Но тогда придется руководству страны строить новую, более жизнеспособную финансовую и экономическую модель. Насколько я понимаю, у и.о. президента Путина пока не сложилось свое мнение по этому поводу, и он возложит решение на специалистов. Видя, каких специалистов он собирает в свою команду, я думаю, что борьба за кредиты будет продолжена, хотя бы для сохранения лица. О своей экономической программе Путин пока ничего не говорит, избегая критики и опасаясь за свой рейтинг. Так что реальный экономический курс мы узнаем уже после выборов.
Виктор Кувалдин, доктор исторических наук, профессор МГИМО, президент фонда "Третье тысячелетие":
В принципе России от этого лучше избавиться. Однако вряд ли мы сможем сделать это сразу. Объемы выплат только в этом году - порядка 12 млрд. долларов США. Вообще, это кредитная петля у нас на шее. Должны были в прошлом году выплатить 80 долларов, а заплатили только 50, больше не смогли, а всего должны 165-170 млрд. долларов. Россия - один из самых крупных должников в мире.
Наиболее реальной стратегией было бы следующее. Заранее привыкнуть к мысли, что никаких серьезных денег мы не получим - небольшие транши из Всемирного банка под целевые программы и кое-что по кредитным линиям от Японии. Но прерывать переговоры с МВФ никак нельзя, эти переговоры - сигнал для правительств и специалистов, что мы постоянно готовы к конструктивному диалогу.
России надо медленно, тихо и аккуратно вылезать из кредитной петли. Это и реструктуризация, и списание большой части внешнего советского долга, выплата по российским долгам, поиск разумного компромисса, исходя из того, сколько Россия должна и сколько может заплатить. А вообще страна с таким богатством должна выбираться из кредитной зависимости, однако это долгий, большой и требующий высокого дипломатического искусства путь, конечная цель которого - подъем собственной российской экономики, чтобы нам больше не понадобились иностранные одолжения.
Игорь Потоцкий, ведущий программы "Большие деньги" (НТВ):
Простых популистских ответов давать на такой вопрос нельзя. Все сводится к тому, что сказал Андрей Вавилов: что природа России, ее потенциал, ее реальная мощь призывают нас прекратить увеличивать долги и копать себе кредитную яму, стать, наконец, ответственными людьми, но это мнение одной стороны. Аргументируют с противоположной стороны так же убедительно. Что российская экономика не выдержит напряжения, если не продолжать потихоньку строить долговую пирамиду, выплачивая долги за счет новых кредитов… Это не тот вопрос, на который можно ответить "да" или "нет" сразу.
Я думаю, что при хорошем стечении обстоятельств они могут быть получены, но уже после президентских выборов. Пусть ответ мой звучит банально, но лучшего у меня пока нет.
Владимир Лукашов, эксперт комитета Госдумы по энергетике, транспорту, и связи:
Избежать кредитов нам не удастся. За последний год из страны ушло 25 миллиардов долларов - это общая сумма, как легальный, так и нелегальный вывоз, плюс мы еще платим по долгам. А нам нужно около 35-40 млрд, чтобы нормально развивалась экономика. Наши внутренние резервы абсолютно достаточны для нормального развития экономики. Однако в свое время были искусственно созданы невыгодные условия для инвестиций - мол, собирать налогов надо столько, сколько надо, а не столько, сколько можно. Так такие налоги никто и не платит! И где деньги брать - кредиты! А о кредитах - только ленивый не говорит, что их разворовывают. Если даже на Западе об этом знают, так уж у нас - точно. Да и дают их нам мало. К тому же львиная доля кредитов уходит на погашение прежних кредитов. Так зачем? И брать не надо было. Ну а дальнейших кредитов нам избежать не удастся. Слишком много людей заинтересованы, чтобы Россия сидела на кредитной игле, а политической воли, чтобы переломить эту ситуацию и порвать порочный круг, у нового руководства пока не видно. Пока идет война за продолжение кредитования России.
|