Парадоксы Сиднея Живые компьютеры Интеллигенты у непаханого поля Strana.Ru_Rotabanner

Vesti.Ru

02.11.2008, бняйпеяемэе Московское время: 20:49:03 Все за сегодня
 
[09.02.2000 12:19:35]
Аркадий Дубнов,
газета "Время МН" - специально для Vesti.Ru,
<dubnoma@orc.ru>
Авиатуризм по-афгански

Я никогда не был ни в Лондоне, ни в Актюбинске. А теперь, возможно, и не буду.

Упустил эту возможность я в Афганистане, буквально на днях, когда, завершая путешествие по стране талибов, оказался в Кабуле. Оттуда я вылетал на север, в Мазари-Шариф, и очень при этом спешил в Москву. В Кабуле было солнечно, в аэропорту стоял готовый к взлету бело-голубой красавец "Боинг-727" афганской авиакомпании "Ариана", а в "накопителе" томились живописные талибы в тюрбанах и их закутанные в паранджу жены. Все ждали летной погоды в Мазари-Шарифе.

Однако нам, крохотной группе российских журналистов, сердобольные талибы решили помочь и вместо "Боинга" выделили простой и всепогодный русский "Ан-24", который и взмыл в пятницу в Мазари. Часть талибов улетела с нами, остальная осталась ждать большой "Боинг".

Он вылетел в том же направлении спустя двое суток, когда я подлетал уже к Москве. Так излишняя суетливость помешала мне оказаться среди заложников, которые волею судеб и легко вооруженных, но сильно отчаянных афганцев, улетела в далекое путешествие через всю Центральную Азию и Москву на Британские острова.

Рассказываю про свою журналистскую неудачу безо всякой иронии, поскольку "арианская" одиссея с более чем 170 пассажирами на борту угнанного из талибовского рая афганского лайнера, несмотря на то, что она еще не закончилась, представляется если и драматической, но отнюдь не трагической эпопеей.

Посудите сами. Самолет отказался сесть в Мазари-Шарифе (утверждают, опять из-за непогоды) и взял курс на Таджикистан, а потом внезапно повернул на Ташкент, где ему дали "добро" на посадку. Попробовали бы не дать - топливо было на исходе...

Узбеки готовились к самому худшему: самолет из радикально-исламского "Талибистана", с которым у Ташкента, мягко говоря, не самые лучшие отношения. Однако угонщики, хоть и незваные гости, оказались совсем незлобивыми и даже не слишком требовательными. Попросили топлива и еды, предупредив однако, что не стоит применять против них силу, а то, мол, взорвем самолет. И никаких тебе политических требований. В доказательство своего миролюбия угонщики освободили первых 10 пассажиров. Разумеется, в Ташкенте сочли за благо согласиться со столь непринципиальным подходом.

Четыре часа на выяснение отношений и заправку - и "Боинг" снова поднялся в небо, чтобы через пару часов обнаружить себя на севере Казахстана, в Актюбинске. Казахстанцы были не слишком готовы к небесному подарку. Оказалось, что у афганцев проблемы с утечкой горючего из самолета, а также с двигателем: так далеко они уже давно не летали, поскольку режим талибов ограничен санкциями ООН, самолеты летают только на внутренних рейсах, а это максимум 500 километров.

В Актюбинске, однако, впервые прозвучало и политическое требование угонщиков: освобождение находящегося в плену у талибов легендарного афганского моджахеда, воевавшего против советского военного вторжения, бывшего губернатора провинции Герат Исмаил Хана. "Лев Герата", как называют Исмаил Хана, после занятия талибами Герата в 1995 году вынужден был бежать в соседний Иран, чтобы спустя два года вернуться в страну и воевать против талибов на стороне северо-афганской коалиции. Тогда его постигла неудача, и с 1997 года он томится в тюрьме "духовной столицы" движения "Талибан" - Кандагара. В Афганистане мне приходилось слышать, что в заточении Исмаил Хан тронулся рассудком...

Как позже выяснилось, упоминание Исмаил Хана в Актюбинске оказалось первым и последним политическим демаршем угонщиков. В Казахстане они еще раз продемонстрировали свое миролюбие и в обмен на полученные керосин и еду освободили не только сказавшихся больными пассажиров, но и двух братьев-афганцев, не пожелавших оставлять в одиночестве третьего брата, почувствовавшего себя в самолете плохо. Жест абсолютно не характерный для профессии "угонщика-террориста".

Любопытными показались уже тогда и другие штрихи к их портрету, точнее - их отсутствие. Ни один из освобожденных заложников, ни в Ташкенте, ни в Актюбинске, почему-то не сообщал о том, каким оружием обладают угонщики. Не было и свидетельств жестокого обращения к пассажирам с их стороны...

Самолет снова взмыл в воздух и ушел в сторону Москвы. И эта деталь снова показалась странной. Дело в том, что если угонщики представляли из себя действительных политических противников талибов и активных сторонников северо-афганской коалиции во главе с Ахмад Шах Масудом, то логичнее было бы ожидать от них, что они захотят воссоединиться со своими лидерами. А это значит - лететь в Таджикистан или Иран, откуда они получают мощную поддержку и где имеют свои базы. Россия тоже, конечно, симпатизирует Масуду и "не любит" талибов, однако степень подобной приязни или неприязни гораздо меньше.

Зачем угонщикам понадобилась Москва, выяснилось очень скоро: как только "Боинг" воскресным вечером приземлился в Шереметьево-1. Наряду с очередной заправкой топливом и продовольственными пайками (181 порция, не больше и не меньше, по-честному на соответствующее количество едоков), угонщики потребовали полетную карту в Европу. Ясно, что, к примеру, в Тегеране, такие просьбы вряд ли были бы удовлетворены. В Москве же с готовностью откликнулись на них. Тем более, что покладистость угонщиков оказалась выше всяких ожиданий. Они освободили сначала 6 пассажиров, потом еще троих, а напоследок и еще одного, говорящего по-русски. И выглядели чересчур подавленными.

Затем наступил британский этап эпопеи, самолет приземлился в лондонском аэропорту Стэнстед. Тут уже англичане ясно дали понять: это последний пункт перелета лайнера, что явно не противоречило конечным целям угонщиков. Англичане, за полтора прошедших столетия ставшие весьма искушенными в общении - мирном и немирном - с афганцами, быстро пришли к выводу, что для отчаянной группы молодых афганцев это единственный выход сбежать из страны шариата. Мало того, можно предположить, что таким же желанием были обуреваемы и афганские летчики, самой своей профессией предрасположенные к вольной жизни. На Британских островах свободу получили сразу же еще несколько пассажиров, угонщики здесь ни разу не вспомнили о несчастном Исмаил Хане, а англичане уверенно тянут время переговоров, явно не опасаясь за жизни заложников.

В среду неожиданно легко удалось бежать из своей кабины четырем членам экипажа самолета. Подобного прецедента также не знает история вооруженного авиатерроризма. Ну и, наконец, одним из заключительных на сегодняшний день аккордов этой драматической истории стало известие о том, что к переговорам с угонщиками присоединяются представители Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Это означает одно: удивительный перелет из Кабула в Лондон был единственно доступным на сегодня способом эмиграции из "Талибистана".

Теперь несколько личных наблюдений, имеющих прямое отношение к этой эпопее. Прохлаждаясь много часов в кабульском аэропорту в ожидании долгожданного вылета в Мазари-Шариф, я бродил по его зданию, но так и не смог обнаружить ни одного помещения, оборудованного хоть какой-то техникой для контроля вылетающих пассажиров. Единственное, на что я наткнулся, так это старые багажные весы чехословацкого производства - к моему величайшему удивлению, вполне исправные. Пройти в зал с разбитыми окнами и пустыми дверными проемами, откуда осуществляется посадка на самолет, не составляет никакого труда. Досмотр, как утверждали потом освобожденные пассажиры лайнера, был, что называется, исключительно "ручным". Неудивительно, что пронести на борт пистолеты и традиционное для афганцев холодное оружие было делом незамысловатым.

Во время перелета в Мазари-Шариф рядом со мной оказались два афганских авиаинженера, сопровождавшие рейс. Попутчики, получившие образование в СССР, с радостью вспоминали русский язык и с трудом скрывали свое угнетенное состояние, происходящее от жизни под талибами. Не хочу озвучивать их имена, но не удивлюсь, если кто-то из них оказался сейчас в Лондоне и не собирается возвращаться на родину.

Тем же афганцам, освобожденным по пути в Европу и готовым вернуться домой, помогут туркменские власти, уже сейчас выдающие им бесплатные визы для транзита в Афганистан через территорию Туркмении. Платить же за перелет в Ашхабад будет посольство Афганистана в Москве, представляющее правительство Бурхониддина Раббани, изгнанного 1996 году талибами из Кабула. То есть за возможность вернуться к талибам ответственность взяли их главные противники. Чем не свидетельство того, что Афганистану в конце концов просто суждено быть снова единым?...

А между тем, лидеры северо-афганской коалиции успели сразу же откреститься от причастности к угону самолета "Арианы", в чем их, конечно же, обвинили талибы. А сам верховный лидер "Талибан" мулла Омар потребовал от англичан "поставить на колени террористов". И очень удивился, что к нему не прислушались. "Мир безразличен к нам, не желая наказывать террористов", - сокрушается мулла.

Как быстро, однако, меняется отношение исламских радикалов к этой проблеме! Еще в конце декабря, когда в вотчине "Талибан", в Кандагаре, приземлился угнанный мусульманскими экстремистами индийский авиалайнер, талибы категорически отказались применять к ним силу. И выполнили все их требования, дав возможность скрыться самому кровавому кашмирскому террористу, освобождения которого требовали от Индии угонщики.

Так или иначе, я оказался в Москве в тот же день, что и пассажиры афганского "Боинга-727", только на несколько часов раньше. Но я остался здесь, а большинство пассажиров улетело в Лондон. Сам виноват, каюсь.


. Угонщики афганского самолета сдались властям - Lenta.Ru, 10.02.2000
. Afghan Plane Hijacked (досье Yahoo)
. И очень удобные крылышки - Vesti.Ru, 07.02.2000
. Талибы стали нам ближе - Vesti.Ru, 18.01.2000
... Восточный базар - Vesti.Ru, 04.11.1999


Злоба дня

. Не открывайте, полиция
Налоговые полицейские хотят получить монополию на борьбу с экономической преступностью
. Сербское сердце склонно к измене
Воспользовавшись помощью России, сербские лидеры затем благополучно забывали о славянском брате
. Арест товарища Кирило
Альберто Фухимори переходит от обороны к нападению
. Железный аргумент
Российских производителей металла обижают не только американцы
. Вежливая схватка Гора и Буша
Корпоративный кукольный театр
. Коштуница в Москву не приедет
Разговора у двух югославских президентов не получится, зато может получиться война
. Очередное задержание Анатолия Быкова
Паша Цветомузыка жив
... Сельхозарифметика
Поля колосятся, а в Москве уборка урожая закончилась к отчетной дате

НОВОСТИ от ePolit

. Уроки московского кинофестиваля
. BON WEEKEND: не только о взрыве
. К обществу опять обратились
. Хорошо, что мы здесь не сошли с ума
... Операции на северном кавказе исполняется год

ПОИСК ПО РАЗДЕЛАМ:
VESTI.RU
.   Текущий выпуск
.   Злоба дня
.   Time o'clock
.   Бесэдер?
.   Вести с полей
.   Деньги
.   Подмостки
.   Немузыка
.   Macht Frei
.   От редакции
.   Дисковод
.   Публикация
.   Здоровье
.   Психология
.   Интернет
.   Книги
.   Культура
.   Русский POP
.   О главном
.   Курицын по четным
.   Наедине со всеми
.   Пресса
.   Спорт
.   24+1: Кино по ящику
.   Наука
.   Информация
Ноябрь 2000
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Октябрь 2000
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Сентябрь 2000
Август 2000
Июль 2000
Июнь 2000
Май 2000
Апрель 2000
Март 2000
Февраль 2000
Январь 2000

Lenta.Ru
Rambler Top100 NEP
Наша кнопка:
Vesti.Ru


СМ. ТАКЖЕ

. Пресса в Интернете: СМИ.Ru

. Русский Журнал

. Все о выборах: Elections.Ru

. Московские Новости

. Журнал ИнтерНет
. Журнал.Ру
. Рейтинг Rambler's Top100
. Искалка Яndex
. Каталог АУ
. Проект List.Ru
. Gorussia.MiningCo.Com
. Агентство Алгоритм
. Информационное агентство Прайм-ТАСС
... Форум.Мск.Ру

02.11.2008, бняйпеяемэе Московское время: 20:49:03 Все за сегодня

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh