[11.02.2000 15:56:09]
Дмитрий Петров, <info@millennium.ru> Красный фокусник
Техника "отложенного старта" не для них. Те, кто управляет избирательной машиной КПРФ, смонтированной и хорошо отлаженной за семь лет, полагают, что они могут себе позволить обходиться без буржуйских трюков и тонкостей.
В отличие от традиционных западных левых партий, опирающихся или имеющих партнерские отношения с теми или иными секторами профсоюзного движения и группами интеллектуалов, КПРФ остается чисто политической структурой. Рассчитывать на прямую поддержку Федерации независимых профсоюзов (хотя ряд значимых функционеров ФНПР им сочувствуют) партия не может. Ее попытка провести через вторую Думу закон о трудовых коллективах была воспринята профруководством как посягательство на его монополию в "рабочем движении". Сильных же профобъединений "левых" в общепринятом смысле этого слова в России сегодня нет. Левомаргинальный профсоюз "Защита", существующий сегодня в виде команды помощников депутата Олега Шеина, немногочисленные СТК и радикальные профгруппы оказать серьезной поддержки компартии не смогут. Да и захотят ли?
Трудно сказать, насколько Александр Бурков, лидер радикальной квазирабочей организации "МАЙ", поддерживаемой рядом уральских предпринимателей, самоопределится в сторону Зюганова. Более привлекательным партнером для него может оказаться соперник лидера КПРФ Аман Тулеев. Именно стремлением продемонстрировать связь с рабочим классом вызван и последний популистский демарш Зюганова - визит на завод имени Семашко в разгар трудового конфликта, по-пролетарски оттеняющий недавний вполне светский пресс-обед коммунистического лидера с представителями западной прессы.
Главным (и очень дешевым) инструментом компартии остается корпус опытных и идеологизированных активистов, костяк которого - маргиналы, оттесненные депрессией в протестную зону. В частности, в регионах, которыми руководят коммунисты. Примеров столько, сколько есть в России "красных" областей. Показателен Благовещенск, где губернатор Белоногов располагает не только контролем над самой читаемой газетой "Амурская правда" и местным избиркомом, но и возможностью мобилизовать гвардию бесплатных агитаторов. Другой пример - Воронеж, где Иван Шабанов обладает еще большим оргресурсом.
Не случайно в 1999 году основой тактики КПРФ стала методика "от двери к двери", когда агитаторы, обходя квартиры, дворы и цеха, разносят листовки и беседуют с избирателями, напоминая своим, что в день "X" они должны проголосовать за родную партию (сочувствующие сочтены в ходе предыдущих кампаний, их списки хранятся в райкомах). Что же до тех, кто считается неопределившимся или врагом, то и они занесены в реестры. В любом случае, об этой части электората агитаторы не забывают. Важно отметить, что операция "от двери к двери" особо активнно проводится в чужих городах и регионах.
Однако очевидно: того, чего оказалось достаточно осенью (по чилу собранных голосов комми перекрыли свои результаты 1995 года), явно мало будет весной. Возглавляемые секретарем ЦК Виктором Пешковым политтехнологи КПРФ понимают: "отлежаться в окопах" Зюганову не удастся. На него будет обрушена мощь СМИ, близких к его соперникам. Аудитория же "красной прессы" сокращается. И потому она будет брошена на удержание лояльных избирателей.
Вот почему коммунисты, крайне скупо тратившие деньги на телевизионную кампанию, принялись за окучивание эфира. И никто не сказал, что им не удастся получить льготный доступ на страницы газет, контролируемых "Медиа-МОСТом" и Юрием Лужковым, и некоторые телеканалы, в частности - НТВ и ТВЦ. Кстати, первый действительно услышанный публикой вызов Путину был брошен лидером КПРФ именно в ток-шоу Евгения Киселева. Геннадий Зюганов так уверен в победе на теледебатах, что не перестает рассыпать приглашения даже теперь, когда его главный соперник еще даже не зарегистрирован в качестве кандидата.
Зюганов идет на телетрибуну отнюдь не для пропаганды левой идеологии и ценностей. Запас конструктивных предложений исчерпан им уже давно. Программа КПРФ превратилась в набор пропагандистских штампов. Не будучи в состоянии предложить избирателям позитивный "образ будущего", она может лишь эксплуатировать социальные комплексы людей, связанные с прошлым, плюс - максимально жестко критиковать власть, чей образ накрепко спаян с именем Путина. Направления критики уже озвучены. И хотя возможность использовать лейблы "оккупационного режима" и "коррумпированности" утрачена, экономическая программа, оборонная и кадровая политика атакуются вовсю.
Пока большинство серьезных обозревателей избегает задаваться вопросом: ставит ли Зюганов цель победить как реальную. Однако уже теперь очевидно: даже если и не ставит, его главная задача - стать вторым. "Отказ от участия в выборах, - заявил один из видных консультантов компартии, - означал бы для нее уход в политическое небытие". КПРФ ввязалась в бой, где ставка не победа или поражение, но выживание, и сражаться будет отчаянно.
Последняя кампания - Vesti.Ru, 09.02.2000
Ненастоящий коммунист - Vesti.Ru, 02.02.2000
Безальтернативен ли Зюганов? - СМИ.Ru, 08.02.2000
Реввоенсовет их в бой зовет! - СМИ.Ru, 08.02.2000
КПРФ
Геннадий Андреевич Зюганов
|