[01.03.2000 21:49:11]
Андрей Цунский, <andy@onego.ru> Охота на фальшивоподписчиков
Скандал с поддельными подписями в самом разгаре. Что это - похвальная бдительность Центризбиркома? Обычное чиновничье рвение? Попытка повысить интерес к выборам? Или способ избавиться от конкурентов?
Леонид Гозман, член политсовета ДВР:
Будут ли они сняты с пробега - не знаю, но думаю, что снятие того или иного кандидата может стать только результатом чиновничьего рвения, ведь ни Титов, ни Джабраилов главному кандидату абсолютно не мешают. Это только чиновничье рвение, желание получить похвалу государя, не более. Вот в случае с Жириновским ситуация была немного другой. Это могло бы быть так: он мешал своими пятью процентами выиграть выборы в первом туре. Господин Джабраилов же вообще получит только свой голос, и, возможно, кто-то ошибется и случайно поставит знак в его клеточке. А те, кто голосует за Титова, - это люди, которые наверняка не станут голосовать за Путина, и от снятия его с дистанции тот же Путин ничего не выигрывает. Если в случае с Жириновским мог в теории иметь место некий политический заказ или ожидание подобных действий, то в случае с Титовым это не имеет смысла.
Андрей Бирюков, консалтинговая фирма "Никколо-М":
Фаворитам этой гонки совершенно не нужно сокращать количество участников. Меньше всех заинтересован в снятии других участников с пробега исполняющий обязанности президента Владимир Путин. Остальные участники заинтересованы в любой форме популяризации их имен.
Кто-то хочет засветить себя как политик федерального уровня, кто-то действует, преследуя другие интересы - то, что мы называем "фактором Брынцалова"… Скорее всего, неудача с подписями у Титова и Джабраилова - это издержки организационной работы и ошибки непосредственно тех, кто эти подписи собирал. Не нужно сразу громко кричать: "поддельные подписи". Это слишком громкое слово, часто речь идет о неправильном оформлении и технических ошибках.
Владимир Лукин, вице-спикер Госдумы:
Кому выгодно - надо спросить у покойного Владимира Ильича Ленина. Это он любил задавать такие вопросы и эффектно на них отвечать. А вот в нашем случае - проблема в законе, в строгом ему следовании. Если подписи поддельные, то надо закон соблюсти и кандидатов, поступивших непорядочно, до выборов не допускать. Но почему ЦИК такие вещи выясняет в последний момент и с опозданием - это вызывает много вопросов. Когда человек украл, не задают вопрос "Кому выгодно?", а в первую очередь интересуются, а точно ли этот человек украл, доказана ли его вина, и если все честь по чести, его надо сажать в тюрьму. Насколько серьезно влияют на ЦИК политические игры, судить не берусь. Скажу только, что к Вешнякову отношусь с уважением - он запомнился мне еще по работе в Верховном Совете как человек порядочный.
Алексей Кара-Мурза, философ:
Идет зачистка политического поля. Джабраилов, естественно, никому не нужен. Нанесен удар по Титову. У Титова было собрано миллион семьсот тысяч подписей, их собирал Союз правых сил еще перед парламентскими выборами. Все подписи были "живые", и ЦИК признал, что не более двух процентов этих подписей содержали погрешности. Рейтинг Титова не так высок, но он мог быть серьезной кандидатурой и реально претендует на четвертое место, а это очень много голосов. Кому они отойдут в случае, если Титова снимут с выборов, неизвестно. Кому это выгодно - неясно. В какой-то степени выгодно Путину. Но в какой - судить не берусь.
Игорь Бабичев, кандидат юридических наук, редактор газеты "Современная Россия":
Господину Путину надо победить в первом туре. Все усилия к этому прилагаются. Я думаю, что всем это понятно. А то, что голоса Титова никогда не достанутся Путину... как знать! Да, избиратели Титова имеют к Путину претензии. Но за кого им еще голосовать? Явлинского далеко не все правые любят. И очень может быть, что в Кремле просчитали именно такой вариант.
|