[02.03.2000 22:37:04]
Арсений Бельмесов, <belmesov@mail.ru> Чечню некому судить
"Уважаемый Владимир Владимирович! Мы, вынужденно покинувшие Чеченскую республику в силу известных Вам обстоятельств, уже более трех лет вынуждены жить со своими семьями в нечеловеческих условиях, хотя наши права защищены законом "О статусе судей". Мы сделали все, что в наших силах, но безрезультатно. Нам остается лишь рассчитывать на Ваше участие. Просим Вас проконтролировать соблюдение в отношении нас закона, который мы защищали всю свою жизнь".
Под этим письмом стоит десять чеченских имен: Геназ Вакалишев, Сарет Бабиева, Вахид Гакаев, Роман Гуциев, Зиявди Заурбеков, Бакар Магомедов, Асет Мамаева, Муса Сатаев, Асламбек Сардалов и Иса Эдилов. Если считать вместе с членами семей - пятьдесят восемь человек.
В Москве они мыкаются третий год. Массовый исход светских служителей Фемиды из Чечни пришелся на вторую половину 1997 года, когда вернувшиеся в республику боевики начали вводить шариат. Заслуженным судьям России с 20-30-летним стажем было предложено или работать в новых условиях (секретарями, переписчиками, "исполнителями приговоров"), или убираться к гяурам.
- Мы не палачи, мы изучали цивилизованные законы. Поэтому, бросив все, ушли в Россию, - вспоминает Геназ Вакалишев, старейшина этой самой законопослушной чеченской диаспоры. - Ни один из семидесяти судей Чечни не пошел на сделку с совестью.
Теперь они рассеяны по всей России. Те, кто еще не вышел на пенсию, пытаются найти работу. Но отношение к ним, мягко говоря, неоднозначное. Трудоустроиться удалось единицам - в Самаре, например, взяли троих, и то со скандалом. Минюст неоднократно вразумлял судейский корпус, но видимо недостаточно. Я сам был очевидцем того, как замминистра Геннадий Батанов на всероссийском съезде судей обратился с просьбой посодействовать попавшем в беду коллегам. Зал ответил гробовым молчанием.
В Москве осело десять человек - и все пенсионеры. Геназу Вакалишеву 67 лет, из которых 34 он проработал судьей. Всем им должны предоставить здесь жилье. Закон гласит: "Судья, ушедший в отставку со стажем работы в должности судьи не меньше 20 лет и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, вне очереди обеспечивается отдельной квартирой за счет федерального бюджета." Эти люди пожелали уехать не ради комфорта: их выгнали, а их дома разбомбили. Почему в Москву? Потому что здесь их родственники, и больше нигде. В 1997 году в Минюсте им ответили: "Да, да, конечно!" И попросили временно, "две-три недельки", пожить в общежитии Правовой академии. По 7-9 человек в двухместных номерах. Живут до сих пор, да еще платят по 500 рублей в месяц за комнату.
Я познакомился с ними два года назад. Тогда они еще питали надежды и просили ни в коем случае о них не писать - чтобы начальство не разгневалось. Я опубликовал тогда репортаж против их воли. Потому что, поговорив с чиновниками, понял, что ждать им от начальства нечего - хоть гневайся оно, хоть не гневайся. Тогда судьи на меня обиделись, а на днях позвонили мне снова: "Помните нас? Напишите еще раз - нет сил ждать!"
За эти два года ситуация дошла до абсурда. Геназ Вакалишев и его друзья добрались до самых вершин - лично Евгений Примаков (будучи премьером) и Юрий Лужков подписали Соглашение о предоставлении в трехмесячный срок 1450 кв.м. жилья в Митино. Это было 23 апреля прошлого года, но квартир как не было, так и нет. Сначала выполнение решения затянули, а потом сменилось правительство, и чиновники решили его замять.
У заслуженных судей России остались лишь приемы из арсенала сутяжников - пробиваться к доброму царю. Вакалишев был на заседании Минюста - том самом, где Путин говорил о диктатуре закона, хотел подойти к нему напрямую с письмом, но передумал, испугался. Судить бандитов, которые отбирали у русских жителей их дома, не боялся, работать в Грозном под бомбежками не боялся, а тут сробел. Но вернувшись домой и снова увидев, как его люди спят на полу, пищу готовят прямо в комнате и не имеют никаких перспектив, решился. "Перед бандитами стыдно. Они теперь могут с полным правом сказать: "Вот он, закон, который вы охраняли, - получите!"
Но судьи не жалеют о своем выборе. Более того, недавно их собирали в Миннаце. Сказали, что Верховный суд уже работает над планом восстановления в Чечне судебной системы, и что их услуги могут потребоваться. Все, кому позволяют силы и возраст, согласились. Под это дело их клятвенно заверили, что квартиры они получат. Верить или не верить - судьи не знают, но на этот раз они не менее клятвенно заверили чиновников, что пока их семьям негде будет жить, они никуда не поедут.
Три сценария для Чечни - Vesti.Ru, 29.02.2000
|