[03.04.2000 14:29:32]
Владимир Тучков, <tuchkov@rinet.ru> Японского премьера свалил инсульт
Человек предполагает, а Бог располагает. В справедливости этой прописной истины мы сегодня убедились лишний раз. Совсем лишний, поскольку искренне жаль японского премьер-министра Кэйдзо Обути. К тому же данная непредвиденность существенно перемешала карты и внесла неопределенность во внешнеполитическую ситуацию.
Вчера 62-летний Кэйдзо Обути был экстренно помещен в клинику столичного университета Дзюнтендо, куда был доставлен из своей резиденции. Общество взволновалось, и его почти сутки успокаивали тем, что у премьер-министра "переутомление". Однако назначенный правительством исполнять премьерские обязанности генеральный секретарь кабинета министров Микио Аоки заявил, что Обути пробудет в клинике "вероятно, более двух-трех дней".
Сегодня же стало известно, что у премьера, не отличающегося богатырским здоровьем, случился инсульт. С тем же самым диагнозом он был госпитализирован и в 1987 году. Более того, он был вынужден жить с вживленным кардиостимулятором. Инсульт - болезнь коварная, поражающая головной мозг. Однако существуют различные степени ее тяжести - от незначительного нарушения кровообращения мозга до полного паралича, включая потерю способности говорить. Но, к счастью, если верить официальной информации, Обути пребывает в здравом рассудке и нормально разговаривает.
Причина заболевания Обути действительно заключается в переутомлении. Оно было связано с двумя моментами. Во-первых, премьер-министр лично руководил работами по эвакуации жителей из окрестностей вулкана Усу, внезапно решившего поизвергаться на острове Хоккайдо. Работа нервная и требующая постоянного напряжения без перерывов на отдых. Хоть вулкан и не изрыгает все испепеляющую лаву, а лишь пар, грязь и камни, но этого добра сыплется на головы японцев в изрядном количестве. Эвакуировано уже более 11 тысяч людей, проживающих в непосредственной близости от 732-метровой горы, расположенной в 70 километрах от Саппоро. На острове введено чрезвычайное положение: перекрыто движение транспорта, войска приведены в состояние повышенной готовности, возможна эвакуация еще 55 тысяч человек, проводятся работы по защите от потоков морского порта города Абута… В общем, работа по координации всего этого требует будь здоров каких нервов и сил.
Во-вторых, Обути подкосил и политический кризис, который совпал по временем с извержением Усу. Из правительственной коалиции, в которую входят три партии - Либерально-демократическая (ЛДП), Либеральная (ЛП) и Комэйто, - вышли либералы. Они обиделись на то, что Обути, являющийся лидером либерал-демократов, не принял предложение лидера либералов Итиро Одзава о выдвижении единых кандидатов в одномандатных округах на выборах в нижнюю палату, которые должны состоятся до 19 октября этого года.
Для альянса ЛДП и Комэйто этот шаг был несмертельным, но неприятным. Они сохранили большинство в парламенте, но скандал есть скандал, который может аукнуться на грядущих выборах. И Обути пришлось напрячься в дипломатической сфере, чтобы вернуть хотя бы часть беглецов. В результате ЛП с большой степенью вероятности расколется на две части. Несогласные с Итиро Одзава намерены встать под знамена внутрипартийного оппозиционера Тосики Кайфу, бывшего премьер-министра, и создать свою новую партию. Эта партия должна вернуться в лоно правящей коалиции.
Переживать одновременно две такие эмоции с кардиостимулятором в груди нелегко.
Болезнь может нарушить как международные планы, так и процесс наведения мостов между Россией и Японией. Господин Обути с большой надеждой воспринял избрание президентом Владимира Путина и одним из первых поздравил его с победой на выборах. Почти стразу же он сделал уникальное предложение встретиться с Путиным как можно скорей и в любом из городов России. Это интересно, поскольку предыдущая встреча Ельцина и Хасимото прошла на нашей территории, в Красноярске в 1997 году, и по существующему этикету теперь японский премьер должен зазывать российского главу к себе домой. Что для нашей стороны было бы довольно громоздко - собирать чемоданы, куда-то лететь, когда дома дел невпроворот и т.д.
Обути хотел увидеться с Путиным непременно до начала встречи "большой восьмерки", которая должна состояться на острове Окинава в июле. Причина такой экстренности, вероятно, заключается в том, что истек срок подписания мирного соглашения и принятия решения по Южным Курилам, о чем японцы как бы договорились с нашим прежним президентом. Не мешало бы пообщаться по этому поводу и с нынешним. Тем более что географию можно увязать с экономикой и торговлей, в чем сейчас Россия как никогда заинтересована.
Несмотря на болезнь премьера, сегодня в Москву прилетел депутат парламента Мунэо Судзуки - влиятельный деятель ЛДП, который курирует контакты с Россией. Цель его визита - переговоры о встрече глав двух держав. Завтра Судзуки должен общаться с Путиным. Это хороший знак, свидетельствующий о том, что дела у Обути не столь уж плохи.
Однако в стане ЛДП стали произноситься речи о том, что если премьер не поправится к 22 апреля, то надо подыскивать преемника. Если такая замена произойдет, то она может повлиять на окинавский саммит, поскольку главам семи держав придется притираться к новому человеку. Да и внутри самой Японии экстренная смена лидера может плохо сказаться. Ведь не за горами выборы, что для японцев всегда было очень серьезным мероприятием.
По последним данным, господин Обути находится в коме и подключен к аппарату искусственного дыхания. Значит, жизнь выбрала худший сценарий. В качестве вероятных кандидатов на пост премьер-министра уже названы министр иностранных дел Японии Йохеи Коно и генеральный секретарь ЛДП партии Йошрико Мори.
Премьер-министр Японии находится в коме - Lenta.Ru, 03.04.2000
Премьер-министр Японии (на японском и английском)
Kyodo News
|