[01.08.2000 16:43:27]
Геннадий Нечаев, <nechaeff@mail.ru> "Духи" отправятся в Англию
По сведениям из дипломатических источников, в ближайшее время на Британских островах появится некоторое количество "духов". Нет-нет, это не ребята Бин Ладена отправятся устанавливать шариатские порядки на туманных берегах. Речь идет о новой игрушке дяди Сэма - малозаметных стратегических бомбардировщиках Northrop Grumman B-2A Spirit ("Дух").
Готовность Британии принять на долгосрочной основе на своей территории американские бомбардировщики выразил недавно в полуофициальной беседе с журналистами министр обороны этой страны Джон Хун. Если его слова не будут дезавуированы, это означает, что впервые с 1991 года в Европе появится постоянная группировка стратегической авиации США.
Эта информация вызвала серьезную озабоченность на Смоленской площади. "В Вашингтоне и Лондоне, видимо, должны отчетливо представлять все негативные последствия подобных шагов, которые могут осложнить и без того трудные поиски путей сохранения стратегической стабильности, важнейшим фактором которой является прочная военно-политическая стабильность, прежде всего в Европе", - говорится в официальном сообщении российского МИДа.
Но так ли страшен черт? Давайте разбираться. Пресловутый В-2 - первый в мире малозаметный бомбардировщик и самый дорогой летательный аппарат. Разработка стратегического невидимки ведется в Штатах в рамках программы АТВ (проект "Aurora") с середины 70-х годов и уже обошлась американцам в астрономическую сумму: около 30 миллиардов долл. По оценкам же Центрального счетного бюро США, полная стоимость этой программы превысит 45 миллиардов. И что же получило Стратегическое авиационное командование "на выходе"? Девятнадцать монструозного вида аэропланов (вместо планировавшихся 133-х), далеких от заявленных характеристик невидимости и нуждающихся в дорогостоящей модернизации для приведения в боеготовность. То есть полноценной заменой легендарным "cтратокрепостям" В-52 "духи" так и не стали.
Более того, когда во время летных испытаний было обнаружено, что некоторые современные радары вполне успешно засекают "невидимок", закономерно встал вопрос: а нужны ли они вообще? Но закрыть как неуспешную военную программу, в которую вбухано столько денег, в Америке не так-то просто. Во-первых, этого не допустили бы лоббисты ВПК. Во-вторых, президент, отважившийся признать провал самого дорогого проекта в истории США, наверняка распрощался бы навеки с симпатиями избирателей.
И "Спиритам" нашли-таки почетное место в системе вооружений США. Отодвинув роль стратегического носителя ядерного оружия на второй план, американские аналитики смекнули, что такой самолет может выполнять функции неядерной "большой дубинки" в локальных конфликтах. И действительно: далеко не у всех стран-парий есть современное радиолокационное оборудование. Если в операции, скажем, над Россией шансов уцелеть у В-2 немногим больше, чем у обычного самолета (если кто-нибудь вообще всерьез рассматривает возможность подобной операции), то где-нибудь над Ираком или над Югославией "дух" вполне может остаться незамеченным.
По новой концепции применения В-2 в случае возникновения очага напряженности эти самолеты должны патрулировать воздушное пространство над горячей точкой, оставаясь при этом невидимыми для участников конфликта и собирая информацию о воздушно-наземной обстановке с помощью бортовых сенсоров. В случае принятия политическим руководством США решения о применении силы невидимки наносят внезапный удар высокоточным оружием по наиболее важным из выявленных целей. Считается, что один такой самолет способен остановить наступление танковой дивизии в составе 750-800 единиц бронетехники. Такая вот "страж-птица".
Разведывательно-ударные действия из положения дежурства в воздухе непосредственно в районе напряженности сводят к секундам разрыв между принятием решения и применением оружия. Но это в теории. Для того чтобы стать полноценными "замирителями", "Спиритам" надо еще многому научиться: летать, огибая рельеф местности, применять боеприпасы нового поколения, видеть обстановку, не обнаруживая себя излучением. Пока до необходимого уровня оборудованы, по разным данным, от четырех до шести машин. Первые две прошли огневое крещение во время югославских событий. 25 марта пошлого года пара В-2, взлетевшая с территории США, нанесла удар обычными бомбами по одной из югославских электростанций и благополучно вернулась на базу.
Но всякий раз гонять бомбардировщики из другого полушария - весьма накладное занятие. Вероятно, из этих соображений американцы и решили подыскать себе передовую авиабазу в Старом Свете. В этом случае и время полета до цели поменьше будет. И естественно, что Британия, верная принципам атлантической солидарности, согласилась принять бомбардировщики. При этом, насколько известно, никаких консультаций с партнерами по НАТО не проводилось. Англосаксы решили дело по-семейному тихо.
Вероятнее всего, для обслуживания невидимок приспособят авиабазы Фэйрфорд и Милденхолл, где ранее базировались В-52. Подготовка баз к приему столь сложных самолетов должна занять не менее полугода, если она уже не произведена тайно. По всей вероятности, в состав группировки войдут 4-6 бомбардировщиков, из них один учебный (т.е. небоевой) для поддержания летных навыков у экипажей, плюс самолеты обслуживания - транспортники и заправщики. С определенной периодичностью будет производиться ротация самолетов и экипажей: летательный аппарат за миллиард баксов нуждается в заводском обслуживании. Таким образом, пребывание американских самолетов в Соединенном Королевстве будет напоминать скорее боевое дежурство, нежели постоянное базирование.
Очевидно, что шесть самолетов, пусть даже суперсовременных, реально повлиять на стратегический баланс в Европе не смогут, и уж тем более не могут представлять существенной угрозы безопасности нашей страны.
US Air Force: B-2 Spirit
B-2 Spirit
Mission Invisible
Northrop Grumman Corporation
МИД РФ
|