Живые компьютеры Парадоксы Сиднея Клубничка под любым углом Strana.Ru_Rotabanner

Vesti.Ru

02.11.2008, бняйпеяемэе Московское время: 21:03:57 Все за сегодня
 
[01.03.2000 14:44:15]
Павел Аптекарь,
<pavel-a-aptekar@mtu-net.ru>
Штыки и перья в русской истории

Чеченская кампания дает богатую пищу для размышлений о работе журналистов на войне. Трагическая гибель корреспондента ИТАР-ТАСС Владимира Яцины, расстрелянного боевиками, громкое дело Андрея Бабицкого, на все лады обсуждавшееся в обществе, благополучно завершившиеся приключения наших иностранных коллег из "The Times" и "Liberation", наконец, скандал с видеопленкой, снятой журналистом "Известий" и проданной немецкой телекомпании...

Отношения власти с прессой в условиях войны складывались в России по-разному. Впервые военные корреспонденты как самостоятельный отряд журналистов заявили о себе во время Кавказской войны в прошлом веке. Тогда возникла парадоксальная ситуация: читатели центральных газет почти не имели достоверной, пусть даже запоздалой информации о боевых действиях - она отсекалась бдительной цензурой, тогда как счастливые подписчики издававшейся в Тифлисе газеты "Кавказ" получали более или менее правдивую картину событий, поскольку кавказский наместник Михаил Воронцов не давал разгуляться своим ретивым подчиненным. К тому же, авторами многих корреспонденций были офицеры действующих частей - они правдиво описывали события. Правда, не все начальники дивизий и отдельных отрядов одобряли такую деятельность своих подчиненных, поэтому многим из них приходилось скрываться под псевдонимами. Впрочем, никто не мешал рассказывать о событиях на Кавказе ни Александру Пушкину, ни Михаилу Лермонтову, чье стихотворение "Валерик" вряд ли можно было отнести к произведениям, прославлявшим войну.

Впервые представители периодической печати (отечественной и зарубежной) появились в большом количестве в русской армии в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов - тогда отношение к ним военных было лояльным. Некоторые из них, например, известный писатель Всеволод Гаршин, предпочли узнать войну изнутри. Тогда при ставке находились писатель Всеволод Крестовский и знаменитый художник Василий Верещагин. Впрочем, с прессой тогда охотно сотрудничали и многие передовые офицеры, например, ставший впоследствии военным министром Алексей Куропаткин, будущий первый военный министр Болгарии Петр Паренсов. Нормальные отношения с прессой во многом объяснялись и тем, что делами печати при ставке Дунайской армии заведовал полковник Михаил Газенкампф - человек довольно либеральных взглядов, бывший до своего назначения на Балканы профессором Академии Генерального штаба.

Нормально относился к представителям прессы командующий Кавказским корпусом Михаил Лорис-Меликов, также допускавший отечественных и иностранных корреспондентов в район боевых действий. Впрочем, одни скандал тогда все же случился: он был связан с корреспондентом The Times Уокером, который в ряде репортажей, опубликованных в нескольких британских изданиях, довольно нелицеприятно отзывался о порядках в русской армии и обвинял некоторых ее солдат и офицеров в жестоком отношении к пленным, мародерстве и грабежах. При этом он "забыл" рассказать читателям, что большинство допустивших бесчинства по отношению к противнику были представителями христианских наций Закавказья - по понятным причинам они не испытывали к туркам особых симпатий. Умалчивал Уокер и о том, как обращались турки с пленными русскими. В итоге английский корреспондент, как сказали бы теперь, лишился аккредитации при штабе.

В годы русско-японской войны ситуация складывалась совсем по другому: военные цензоры совершали грубейшие промахи - допускали, например, публикацию открытки с фотографией войск и подписью "Части 20-го армейского корпуса на позиции при Ляохе", или сообщений в центральной прессе об отбытии на войну тех или иных офицеров. В результате японская ставка, имевшая в своем распоряжении открыто публиковавшиеся списки офицеров Генерального штаба, легко могла установить, какие части через некоторое время прибудут на театр военных действий.

Злость за военные поражения цензоры и неудачливые военачальники вымещали на журналистах. Василий Немирович-Данченко (брат режиссера) писал в апреле 1905 года в "Русском слове": Некоторые корреспонденты попросили указаний, о чем можно и о чем нельзя писать. Главный Штаб ответил на это, что не находит возможным заводить переписку с ними. Не правда ли, как характерно это бюрократическое презрение ко всему, что не входит в пределы их касты! Даже теперь, после ряда неудач, пытаются прежде всего зажать рты, точно в общем молчании - спасение и если все общество сделается слепо и глухо - боевое счастье повернется к нам лицом, японцы будут разбиты и военная честь наша будет оправдана."

Некоторых журналистов просто высылали с театра военных действий. Фронтовые корреспонденты были наперечет. Некоторые из них по-настоящему прославились на той проигранной войне - например, Евгений Ножин, сумевший наладить контакты с некоторыми представителями командования гарнизона и 1-й Тихоокеанской эскадры и передававший свои репортажи из осажденного Порт-Артура почти до момента его падения. В то время благодаря своим корреспонденциям стали известны публиковавшиеся под псевдонимами капитан русской армии Антон Деникин и генерал-майор Михаил Алексеев.

Положение изменилось к лучшему в ходе Первой мировой войны, когда на полях сражений и в штабах фронтов и армий находились десятки и даже сотни корреспондентов газет со всей России. Значительную роль играло и то, что занявший весной 1915 года пост военного министра генерал Алексей Поливанов стремился к обсуждению обществом важнейших вопросов ведения войны и часто приглашал журналистов в свой кабинет. Без предубеждения относились к "акулам пера" морской министр Иван Григорович и многие командующие фронтами и флотами. Это, впрочем, не мешало военной цензуре, находившейся в то время в подчинении одного из управлений Генерального штаба, время от времени употреблять свою власть против возможного разглашения военной тайны. Нередко полосы даже таких газет, как "Русское слово", "Русские ведомости" и "Новое время", выходили с значительными купюрами.

Положение изменилось вскоре после прихода к власти большевиков, которые уже летом 1918 года поставили цензуру, в том числе и военную, под строгий контроль ВЧК и запретили публиковать сведения о действительном ходе операций до их окончания, данные об антибольшевистских восстаниях до их подавления, а также сведения о приходе и отходе судов из портов Советской России и даже... прогнозы погоды. Что уж говорить о потерях, сведения о которых берегли как зеницу ока! Разумеется, об иностранных корреспондентах на театре военных действий не могло быть и речи, а советских не пускали дальше штабов дивизий.

Похожая ситуация складывалась и в годы Великой Отечественной войны. Конечно, на поля сражений допускали наших и даже отдельных иностранных корреспондентов, однако их репортажи часто были далеки от реальности. Однако некоторые журналисты благодаря хорошим отношениям с военными добивались почти невероятного: Константин Симонов, например, отправлялся в тыл противника с разведывательной группой в Заполярье, а до этого ходил на боевое задание в составе экипажа подводной лодки Черноморского флота. В годы войны погибли военные корреспонденты Аркадий Гайдар, Евгений Петров, Павел Трошкин.

Когда советские войска вошли в Афганистан, о продолжении традиций военной журналистики не могло быть и речи. В первые годы войны цензура (впрочем, не только военная) не позволяла публиковать сведения даже о минимальных потерях наших войск, очень редкими были и сообщения о тяжелых боях.

Наконец, в ходе первой чеченской кампании отношения журналистов и военных, как мы помним, были далеки от нормальных. Корреспондентов, работавших с другой стороны линии фронта, обвиняли в пособничестве боевикам.


. "Индекс/Досье на цензуру"
... Фонд защиты гласности


Злоба дня

. Не открывайте, полиция
Налоговые полицейские хотят получить монополию на борьбу с экономической преступностью
. Сербское сердце склонно к измене
Воспользовавшись помощью России, сербские лидеры затем благополучно забывали о славянском брате
. Арест товарища Кирило
Альберто Фухимори переходит от обороны к нападению
. Железный аргумент
Российских производителей металла обижают не только американцы
. Вежливая схватка Гора и Буша
Корпоративный кукольный театр
. Коштуница в Москву не приедет
Разговора у двух югославских президентов не получится, зато может получиться война
. Очередное задержание Анатолия Быкова
Паша Цветомузыка жив
... Сельхозарифметика
Поля колосятся, а в Москве уборка урожая закончилась к отчетной дате

НОВОСТИ от ePolit

. Уроки московского кинофестиваля
. BON WEEKEND: не только о взрыве
. К обществу опять обратились
. Хорошо, что мы здесь не сошли с ума
... Операции на северном кавказе исполняется год

ПОИСК ПО РАЗДЕЛАМ:
VESTI.RU
.   Текущий выпуск
.   Злоба дня
.   Time o'clock
.   Бесэдер?
.   Вести с полей
.   Деньги
.   Подмостки
.   Немузыка
.   Macht Frei
.   От редакции
.   Дисковод
.   Публикация
.   Здоровье
.   Психология
.   Интернет
.   Книги
.   Культура
.   Русский POP
.   О главном
.   Курицын по четным
.   Наедине со всеми
.   Пресса
.   Спорт
.   24+1: Кино по ящику
.   Наука
.   Информация
Ноябрь 2000
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Октябрь 2000
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Сентябрь 2000
Август 2000
Июль 2000
Июнь 2000
Май 2000
Апрель 2000
Март 2000
Февраль 2000
Январь 2000

Lenta.Ru
Rambler Top100 NEP
Наша кнопка:
Vesti.Ru


СМ. ТАКЖЕ

. Пресса в Интернете: СМИ.Ru

. Русский Журнал

. Все о выборах: Elections.Ru

. Московские Новости

. Журнал ИнтерНет
. Журнал.Ру
. Рейтинг Rambler's Top100
. Искалка Яndex
. Каталог АУ
. Проект List.Ru
. Gorussia.MiningCo.Com
. Агентство Алгоритм
. Информационное агентство Прайм-ТАСС
... Форум.Мск.Ру

02.11.2008, бняйпеяемэе Московское время: 21:03:57 Все за сегодня

Copyright L 2008 Vesti.Ru. Пишите нам: info@vesti.ru

kosh