10 лет назад была поставлена предпоследняя точка в истории Второй мировой войны (для полного подведения итогов надо ждать российско-японского мирного договора). Объединение Германии дало старт коренному пересмотру послевоенного устройства Европы. Горбачев и Коль по-стахановски расправились с ялтинским наследием Сталина, Черчилля и Рузвельта и навсегда вошли в немецкую историю. С чем мы их и поздравляем.
То, что Россия мало чего выиграла от благородного поступка последнего генсека КПСС, достаточно очевидно. Наивный Горбачев, видимо, полагал, что козыри в геополитической игре суть балласт. Его тогдашний отнюдь не наивный министр иностранных дел, ныне президент Грузии Эдуард Шеварднадзе теперь все чаще намекает на то, что умышленно использовал свое служебное положение для ослабления страны, которой по идее должен был служить. Бог им судья. Идея "общеевропейского дома", про строительство которого они так сладко пели, никем и никогда всерьез не рассматривалась. Кредиты, полученные еще Советским Союзом, потрачены неизвестно на что и теперь, между прочим, висят тяжелым долговым грузом на нашей с вами шее.
Если кто из наших соотечественников и выиграл от поспешной эвакуации из ГДР, так это генералы и офицеры группы советских войск в Германии, которые в эвакуационной спешке и неразберихе распродавали любое военное имущество каждому, кто был готов выложить хоть несколько марок. Кто знает, может быть, именно это и погнало волну циничного и беззастенчивого казнокрадства, захлестнувшую Россию в последующее десятилетие.
Ни один государь за всю российскую историю не сдал за короткий срок столько позиций, сколько их сдал Михаил Горбачев. Он их даже не сдавал, он их дарил.
Объединение Германии в любом случае было неизбежно. Варшавский пакт в любом случае был обречен. Горбачев это, разумеется, знал. Знал он и то, что скорость и обстоятельства процесса в значительной степени зависят от него лично. И он поспешил навстречу событиям со стремительностью тимуровца, догоняющего переходящую шоссе старушку. Может быть, он не знал, не успел еще выучить основных рыночных законов. Может, не понял, что на объединение Германии был огромный спрос и все ждали, чтобы именно он сформулировал предложение.
Немцев можно только поздравить. Десять лет назад они получили свое объединение за цену, на порядок уступающую той, которую они были готовы заплатить.
NB: редакционные статьи на главной странице Vesti.Ru регулярно меняются. Чтобы поставить ссылку или внести материал в закладки, следует пользоваться постоянным адресом документа:
http://vesti.ru/editor/2000/10/03/germany/