До вечера среды было непонятно, усядутся ли в Париже за общий переговорный стол Арафат, Барак, Олбрайт, Ширак, Аннан, а также прибывший директор ЦРУ Джордж Теннет. Барак встретился с Олбрайт и заявил, что встреча состоится лишь в случае "прекращения палестинских беспорядков". Арафат встретился с Шираком и также заявил, что сядет за общий стол лишь в случае создания международной комиссии по расследованию действий израильских войск на палестинской территории.
Из этого вытекало, что встрече не бывать. Поскольку согласиться на международное расследование для Барака было бы равносильно уходу в отставку. Такого на родине ему бы никто не простил. А за этим последовала бы передача правления сторонникам более жестких действий. Арафат тоже был загнан в угол, из которого вроде бы не было выхода: "палестинские беспорядки" происходят вне зависимости от его желания или нежелания, остановить он их вряд ли сможет одним росчерком пера. Ему горячо дышит в затылок половина арабского мира.
Надо отметить, что и та и другая сторона сделали немало для осложнения ситуации, в которую угодили и израильский премьер, и палестинский лидер. Шестой день, за вычетом 12 часов шаткого перемирия, продолжаются ожесточенные столкновения. Убиты 65 человек, в основном палестинцы, раненых около 2000. Израильская армия действует жестко, что подтверждают ракетные удары по арабской территории. Палестинцы, не имеющие новейшей военной техники, с лихвой компенсируют это своей праведной яростью.
Несмотря на призывы к умиротворению, с которыми выступают ООН и все мировые державы, столкнувшиеся народы ждут от своих лидеров совсем другого - чтобы каждый из них заклеймил врага и размазал его по стенке. И в этих условиях податливость и уступчивость по отношению к партнеру по переговорам, которые никак не могли начаться, способны обернуться катаклизмом, в результате чего к власти в Израиле придут крайне правые, а палестинское движение возглавят боевики "Хезболла". "Око за око", "Аллах акбар" - и все понесется без руля и ветрил. Хоть уже и несется. Так Кофи Аннан говорит о начале полномасштабной войны.
Похоже, к этому стремятся многие и с той и с другой стороны. Арабские радикалы настаивают на Интифаде до победного конца. Израильские радикалы выходят на демонстрацию, чтобы заклеймить слабость Барака. Хоть за последнюю неделю он ничего такого уж слабого не совершал. И, похоже, никому ничуть не страшно, что о намерении навести порядок на Ближнем Востоке объявили талибы. Только этих еще не хватало.
И вот появилось свидетельство того, что народный палестинский гнев очень даже дирижируется. На штурм еврейского поселения Нецарим в секторе Газа собралось более тридцати тысяч палестинцев. Казалось бы, дело решенное, и вот-вот должно было начаться кровопролитие. Однако через полчаса самоподогрева при помощи воинственных восклицаний толпа неожиданно разошлась. Произошло это потому, что такова была воля Палестинской национальной администрации, которая, вероятно, решила дождаться вестей из Парижа, а потом уж действовать либо бездействовать.
Вести из Парижа поступали довольно однообразные. Олбрайт, побеседовав с Бараком, встретилась с Арафатом. Встретившись с Арафатом, вновь поговорила с Бараком. И лишь после того, как она дважды уговаривала каждого из вошедших в клинч политиков, вечером, и состоялся тот самый переговорный процесс.
Понятно, что никакого соглашения на нем не достигнуто. Барак требует, чтобы Арафат остановил выступления палестинцев. Арафат настаивает на международной комиссии, прекращении огня и отводе израильских войск с охваченных Интифадой территорий. Ни Олбрайт, ни Ширак, ни Аннан не смогли помочь соперникам найти сюжет окончания кровопролития. Встреча продолжалась почти до утра и была перенасыщена эмоциями. В один момент Олбрайт даже пришлось схватить Арафата за локоть и удерживать в зале, откуда тот намеревался уйти, навсегда хлопнув дверью.
К утру так ни о чем и не договорились. Никто не решился пойти на уступки, в связи с чем Барак отказался лететь в Египет, где по приглашению президента Хосни Мубарака должен был бы пройти следующий раунд переговоров. Правда, он все-таки состоится. Однако ожидать от встречи в Каире Арафата, Олбрайт и Мубарака чего-нибудь конкретного, по-видимому, не приходится.
Конечно, какие-то надежды на перемирие есть всегда. Однако встречаться надо было раньше. Слишком уж далеко зашло дело, слишком много пролилось крови, слишком многие требуют отмщения, если даже при этом число жертв возрастет в тысячу раз. Вчера, например, на Хосни Мубарака начали давить египетские журналисты, которые провели демонстрацию с требованием не впускать в страну израильского премьера. Есть и определенные опасения, что к войне в том или ином качестве могут подключиться некоторые арабские государства. Например, Саддам Хусейн объявил о том, что намерен уничтожить Израиль, если его самолетам разрешат приземлиться в одной из соседних с ним стран. Правда, сделал он это в состоянии аффекта, выступая по телевидению и беспрерывно стуча кулаком по столу. Однако сейчас такие заявления имеют бомбовую разрушительную силу. Науськивание Арафата и Барака друг на друга добром не кончится.
NB: редакционные статьи на главной странице Vesti.Ru регулярно меняются. Чтобы поставить ссылку или внести материал в закладки, следует пользоваться постоянным адресом документа:
http://vesti.ru/editor/2000/10/05/mideast/